Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Жан Гарзу: «Моё искусство — выражение мечтаний армян, по произволу судьбы выброшенных на четыре стороны»

В творчестве французского художника Жана Гарзу удивительным образом соединяются европейская традиция и безмерная историческая мудрость армянского народа. Настоящее имя художника — Гарник Зулумян. Родился он в Алеппо, сирийской столице, известной своей крупной армянской общиной. В 1918 году, потеряв главу семьи, его мать с детьми переехала в Египет, где будущий художник получил образование, впервые попробовав себя в живописи.

Жан Гарзу (Гарник Зулумян, 1907–2000). Фото © Daniel Fallot\INA via Getty Images

Дальнейшая судьба осиротевшего мальчика казалась туманной, но несколько лет спустя после его переезда местные власти, заметив талант Гарника, решили обеспечить его финансами и отправить во Францию для продолжения художественного образования. В то время Париж был центром формирования новых, модернистских, течений, по-своему осмысливающих действительность. Во французской столице Гарник встретил таких же, как он, армян, которые были вынуждены покинуть свою родину и адаптироваться в новых краях. Это обстоятельство, сопряжённое с психологическим аспектом, впоследствии становилось темой работ художников-переселенцев. Их искусство — кристаллизация национальных грёз, оно выше индивидуального и имеет более широкий охват, оно значимо как для армян по всему миру, так и для армян Франции в частности. Творчество современников Гарзу — это больше, чем вызывающие модернистские поиски, оно проистекает из общего жизненного опыта, выпавшего на долю переживших Геноцид армян.

Жан Гарзу. «Армения», 1988. Национальная галерея Армении

Гарзу в своём творчестве по-новому интерпретирует последствия войн и катаклизмов. Но, в отличие от других авангардных художников, Гарзу по своему мировоззрению классик. Это определяет и его архитектурное образование, которое придаёт произведениям Гарзу гармонию и статику, несмотря на безлюдность улиц и угнетающую атмосферу. Говоря о его творчестве, невольно вспоминаются идеи великого мыслителя XIX века Отто Вейнингера, считавшего, что наша действительность идёт к неопределённости и задача человека состоит в поиске опоры для благополучного существования. Несмотря на противоречивые времена, этой самой опорой в творчестве Гарзу стала логика и от неё исходящая статика. Мир Гарзу — это прямой ответ негативным воздействиям технического прогресса. Все думали, что наука полностью поменяет мир в лучшую сторону, но меркантильная человеческая натура полностью изменила его ориентир в сторону собственных интересов.

От опустошения, которым овеяны произведения Гарзу, можно спастись лишь одним способом — возвращением к эстетически чистым основам, символическим воплощением которых становится женщина. В его работах женщина предстаёт перед нами как таинственная, мистическая сущность, в которой скрыто решение всех трудных задач. Гарзу в этом смысле большой эстет, он считает, что наше болеющее безразличием общество спасёт лишь красота, которую так беспощадно душит механизация, где природа уступает своё место металлическим столбам, электрическим проводам и автомобилям.

Жан Гарзу. 1. «Морская владычица», 1966. 2. Женский портрет, 1959. Национальная галерея Армении

«Цель человеческого существования — в любви и заботе к природе». Эти слова Мастера хорошо передают лейтмотив его творчества. Человечество слишком отдалилось от своих основ, ложное направление в конце концов приведёт его к полной деморализации общества. Художники того времени словно бессознательно замечают то пугающее, безразличное настроение, которое царило в людях. Одни, с помощью искусства, демонстрирует свою агрессию, несогласие, а другие, как пророки, пытаются наставить людей на правильный путь.

Жан Гарзу. «Пушка», 1956. Национальная галерея Армении

Гарзу в большей степени график. В его работах линия господствует над цветом, который просто передаёт атмосферу. Но линия, будучи главным носителем его мировоззрения, всегда пряма и статична, она не вибрирует, как у другого известного художника армянского происхождения — Жансема. Гарзу, несмотря на свою профессию, имеющую прямую связь с интуицией и природой, всегда остаётся в рамках логики: построение его форм говорит о кажущемся «идеально» устроенном мире, в котором нет духа, эмоции и сердечного отклика. Сосредоточием разных взглядов художника становится ряд работ под общим названием «Апокалипсис». Если со времён Возрождения эта тема имела своей целью лишь пробуждать в публике богобоязненность, то у модернистов она превращается в способ выражения оппозиционной настроенности. В этих работах Гарзу сообщает всему человечеству, что конец света уже настал, что все общие мечты, которые мы так лелеяли, превратились в наших собственных врагов. Научные достижения привели к усугублению политических распрей, стали служить против людей, что в итоге вылилось в Первую и Вторую мировые войны.

Жан Гарзу. 1. «Вид на Собор Парижской Богоматери», 1983. 2. «Новый мост в Париже», 1964. Национальная галерея Армении

Интересно заметить, что в своих пейзажах художник много места отводит деревьям, они встают во весь рост, в отличие от тех работ, где изображены электростанции, пушки и тому подобное. В них небо занимает 1/3 пространства, словно непрямым образом умаляя роль «храмов» нового времени. Тут Гарзу выступает как истинный пантеист, для которого природа — объект поклонения. Несмотря на технические достижения, человек не должен забывать о своих корнях, в которых скрывается огромнейший потенциал для всего человечества.    

Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы