Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Сквозь запреты и порицания: Судьба джаза в Армении

Если неспешно и внимательно прогуляться по центру вечернего Еревана, то можно услышать много джазовой музыки и увидеть разные джаз-клубы. Кажется, что джаз – неотъемлемый элемент столицы. Но так было далеко не всегда. Джаз имеет неоднозначную историю в Советской и независимой Армении, о которой рассказала автор EVN Report – Гаяне Казарян.

Появление джаза в России и Советском Союзе связано с Валентином Яковлевичем Парнахом, российским поэтом, музыкантом и хореографом с еврейскими корнями, чьё знакомство с этим жанром случилось в 1921 году во Франции. Услышав выступление «Джазовых королей Луиса Митчелла» в парижском кафе, Парнах был очарован и решил создать первый джазовый оркестр в России.

Первый в РСФСР джаз-бэнд Валентина Парнаха. Фото: shkolazhizni.ru

Вернувшись в Москву в августе 1922 года, Парнах купил все необходимые инструменты и собрал группу молодых музыкантов под названием «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Хотя музыка Парнаха отличалась от джаза на Западе, советская публика постепенно прониклась новым стилем, открыв новые возможности для дальнейшего развития жанра. Первый концерт состоялся 1 октября 1922 года в Москве в Центральном техникуме театрального искусства (ныне ГИТИС). Именно поэтому для поклонников жанра 1 октября считается днём рождения российского джаза.

В 1923 году была основана Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), которая вскоре взяла на себя ответственность за организацию советской музыкальной жизни. Члены ассоциации выступали за песни, вдохновленные народной музыкой и характеризующиеся пролетарскими элементами. Они вели идеологическую борьбу против Ассоциации современной музыки (АСМ), которая больше принимала западную музыку. Пролетарские музыканты рассматривали джаз как угрозу для советской культурной жизни и ценностям. Они приняли меры по предотвращению популяризации джаза. К 1928 году импорт иностранных пластинок был запрещен, общественные танцевальные клубы патрулировались комсомольцами, а лекции организовывались для пропаганды исключительно пролетарской музыки.

Российская ассоциация пролетарских музыкантов была не одинока в борьбе с джазовой музыкой: многие интеллектуальные деятели, среди которых были Анатолий Луначарский и Максим Горький, публично осуждали это направление. Луначарский, который ранее поддерживал профессионализацию джаза и даже отправил Леопольда Теплицкого в Соединенные Штаты для его изучения, позже пришел к выводу, что джаз – это «звуковой идиотизм в буржуазно-капиталистическом мире».

Леонид Утёсов и его оркестр. Фото: jazz.ru

Когда ассоциация пролетарских музыкантов распалась в 1932 году, советский джаз стал свободнее в своём существовании. Начало 1930-х годов ознаменовалось быстрым распространением этого жанра, поскольку ослабление ограничений совпало с появлением новых средств массовой информации, таких как радио и музыкальные пластинки.

Однако разногласия по поводу джаза вновь всплыли на поверхность в ноябре 1936 года, когда две крупные газеты, «Правда» и «Известия», вступили в жаркие дебаты о роли джаза. Все началось с публикации письма в «Известиях» от двух классических музыкантов, которые выразили свое недовольство сокращением возможностей трудоустройства для классических музыкантов в связи с тем, что джазовые группы взяли верх. Три дня спустя газета «Правда» и автор, заместитель председателя Комитета по делам искусств Борис Шумяцкий, защищали джаз, утверждая, что он приносит радость миллионам людей, назвали «Известия» «ханжами и святошами» и обвинили в «мелкобуржуазной развязности».

После сталинский репрессий 1936-1938 годов джаз находился в жестком кризисе, поскольку все с западным акцентом подвергалось запрету. Советские власти особенно преследовали тех, кто имел контакты за рубежом. В 1937 году Парнаху был вынесен 10-летний приговор. А через год Георгий Ландсберг, руководитель джазового ансамбля Ленинградского радио, был выслан в лагерь. Других джазовых музыкантов, таких как Леонид Утесов и Александр Цвасман, у которых были лучшие отношения с властями, пощадили. Им пришлось менять свой репертуар полностью, чтобы соответствовать пролетарским стандартам того времени.

Оркестр Александра Варламова на Московском телевидении, 1939. Фото: jazz.ru

Рождение профессионального джаза в Советской Армении

Армянский государственный джазовый оркестр, возглавляемый Артемием Айвазяном и дирижером Цолаком Вардазаряном, был образован в 1938 году. Группа быстро стала одним из ведущих джазовых оркестров СССР. Во время Второй мировой войны советские власти Армении направили оркестр для проведения концертов для Красной Армии. Они играли на военных базах, в больницах, на кораблях и даже в убежищах. Оркестр играл как армянские, так и зарубежные произведения. Много лет спустя медсестра Лидия Карповна вспоминала свои воспоминания об армянском джазовом оркестре: «Я многое видела на поле боя. Но я никогда раньше не видела радостных солдат, идущих на передовую под песню "Джан Ереван"».

Цолак Вартазарян, Любовь Лазарева, Артемий Айвазян. Фото: armjazz.net

Цолак Вардазарян и оркестр. Фото: armjazz.net

После войны был введен полный запрет на джазовую музыку вплоть до смерти Сталина в марте 1953 года. Политика десталинизации Никиты Хрущева сняла многие ограничения по всему СССР. Начало 1960-х годов (Хрущёвская оттепель) ознаменовалось значительным снижением репрессий и цензуры. Однако джаз всё равно оставался темой разногласий практически во всех советских республиках.

В своей Декларации о музыке в советском обществе в марте 1963 года Хрущев заверил общественность, что не будет никаких запретов на музыку и что он не намерен делать свои любимые жанры общей нормой для всех. С другой стороны, он осуждал джаз, критикуя некоторые его формы и называя это какофонией.

Хотя джаз больше не был полностью запрещен, тем не менее, в отношении него все еще существовали некоторые ограничения. Как мы узнаем из воспоминаний Армена Тутунджяна, в начале 1960-х годов не было контактов с европейскими и американскими музыкантами. Студенты-музыканты имели ограниченный доступ или вообще не имели доступа к джазовой литературе. Основным источником нот для Тутунджяна и его коллег была Группа исследователей джаза (ջազն ուսումնասիրողների խումբ), члены которой импортировали литературу о жанре из-за рубежа и переводили ее с английского языка на русский.

Армен Тутунджян. Фото: Facebook

Несмотря на лозунги «Сегодня они слушают джаз, завтра они предадут свою родину», которое активно ходило по советскому обществу, армянский джаз в 1960-е годы претерпел значительные изменения. По словам музыканта Левона Малхасяна, в Ереване к джазменам относились менее сурово по сравнению с другими советскими городами. 1960-е годы ознаменовали начало эры малых групп. В 1963 году, когда Малхас был еще студентом Ереванского государственного университета имени Брюсова, он основал первый небольшой джазовый оркестр в Ереване, «Трио Левона Малхасяна», и часто организовывал джем-сейшны (длительные импровизации музыкантов, во время которых каждый может блеснуть своим индивидуальным мастерством­). В 1968 году Малхасян сделал новый важный шаг на пути развития джаза в Армении, организовав первый республиканский джазовый фестиваль в Ереване.

К 1970-м и 1980-м годам джаз в Армении был в самом разгаре. Такие артисты, как Малхас (Левон Малхасян) и Чико (Армен Тутунджян), путешествовали по всему СССР, представляя Армению на различных джазовых фестивалях. Весной 1970 года их квартет выиграл пятый джазовый фестиваль в Куйбышеве (ныне Самара), где они исполнили джазовые стандарты Джорджа Гершвина, а также оригинальную композицию Чико «Армянский танец». Удивленный составом квартета, глава жюри Анатолий Ошерович Кролл сказал, что это была его первая встреча с любителями джаза из Армении и что он с нетерпением ждет возможности узнать больше об армянском джазе.

Левон Малхасян (Малхас). Фото: radiovan.fm

В чем особенность армянского джаза?

«Вам не обязательно использовать народные инструменты, чтобы доказать, что вы играете армянский джаз. Если вы родились в Армении и хорошо обладаете родным напевом, он неизбежно проявится в вашей музыке», – Левон Малхасян.

Пожалуй, одним из самых ярких проявлений слов джазмена стала группа «Time Report», основанная Хачиком Саакяном (фортепиано) и Арменом Хюснунцем (саксофон) в конце 1990-х годов. Известные своей этнической джазовой музыкой, «Time Report» превратили произведения Комитаса и другие народные песни в джазовые композиции и положили армянскую народную музыку в основу своего оригинального репертуара.

Импровизация лежит в основе джаза, как это было в армянской традиции ашуга. По мнению Хачика Саакяна, это было одним из главных факторов успеха джаза в Армении: «Ашуги были джазменами прошлого, их восточной версией. Что они сделали? Они взяли свою каманчу или смолу и начали соревноваться; импровизируя, создавая совершенно новое произведение прямо там, в этот момент. Именно это делают сегодня джазовые музыканты на джем-сейшнах». Саакян считает, что импровизация – это то, что приходит изнутри, и, возможно, потому, что Армения и другие постсоветские страны региона, такие как Азербайджан, долгое время обладали этой культурой, они смогли понять и почувствовать джаз лучше, чем другие советские республики. Он верит в потенциал джаза в Армении, отмечая, что джаз переживает упадок в соседских государствах, где также когда-то была развитая джазовая культура, в то время как в Армении жанр развивается благодаря усилиям нового поколения независимых музыкантов.

Джаз-коллектив Time Report. Фото: armjazz.net

Источник: evnreport.com

Фото обложки: Twitter