Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

«Русский Версаль»: как Иван Лазарев возрождал усадьбу Ропша

Право на владение землёй с населявшими её крестьянами было одной из важных привилегий российского дворянства. Количество таких имений говорило о состоятельности помещика. Получив в 1776 году Жалованную грамоту на дворянство, Иван Лазарев, сын Лазаря Назаровича Лазарева, начал активно приобретать поместья в центральных губерниях России.

Из всех имений, купленных и благоустроенных Иваном Лазаревым, наибольшую известность получила Ропша, которую он приобрёл в 1785 году. История усадьбы, расположившейся почти в 50 км к юго-западу от Санкт-Петербурга, берёт начало со времён Петра I. Эту местность с лечебными минеральными источниками царь в 1712-м превратил в «лечебную усадьбу» (первый российский курорт, если проводить аналогию с современностью). Спустя два года он подарил усадьбу с возведёнными там строениями князю-кесарю Фёдору Ромодановскому. Рядом находилась «мыза Ропшина», в 1712-м пожалованная царём канцлеру Гавриилу Головкину.

Иоганн Баптист Лампи-старший. Портрет Ивана Лазаревича Лазарева, 1790-е. Из имения Железняки Калужской губернии. Калужский музей изобразительных искусств

В 1722 году Ромодановский отдал усадьбу в приданое дочери, вышедшей замуж за сына Гавриила Головкина, Михаила Гаврииловича. Через три года тот начал строительство каменного дворца, в основу которого был положен проект архитектора Доменико Трезини. В этот период Ропшинский дворцово-парковый комплекс начинают сравнивать со Стрельной, Царским Селом и даже с Петергофом.

После воцарения Елизаветы Петровны Михаил Головкин в 1742 году был отправлен в ссылку, а Ропша конфискована и передана в собственность казны. Императрица останавливалась в усадьбе, приезжая на охоту. Но дом оказался тесен для её свиты, и в 1748-м архитектор Бартоломео Растрелли получил задание его расширить. И хотя Растрелли не удалось полностью реализовать свой проект из-за начавшейся Семилетней войны, главный фасад дворца, протяжённостью 210 метров, приобрёл новый торжественный облик.

Незадолго до своей кончины Елизавета Петровна подарила Ропшу наследнику престола Петру Фёдоровичу, будущему Петру III, царствование которого продлилось менее года. Взошедшая на престол в 1762 году его супруга Екатерина Алексеевна отправила низложенного императора «в уединённое, но очень приятное место, называемое Ропшей, пока приготовлялись приличные комнаты в Шлиссельбурге». Там он «внезапно» скончался через шесть дней.

Ропшинский дворец. С рисунка неизвестного художника первой половины XIX века / ropshapalace.info

В 1765 году Екатерина II купила Гатчинскую мызу с сёлами для своего фаворита Григория Орлова. Имение занимало огромную территорию, в центре которой находилась Ропша с заброшенным дворцом и парком. Орлов невзлюбил Ропшу, и все свои силы направил на благоустройство Гатчины.

После смерти Григория Орлова Ропшу купил у его наследников Иван Лазарев. В октябре 1784 года были составлены «условия» с графом Алексеем Орловым-Чесменским, братом Григория Орлова, о продаже мыз Ропша, Кипень и Лигово. Купчая была составлена в январе 1785-го.

Получив во владение Ропшу, Иван Лазарев решил её возродить. Он пригласил знаменитых архитекторов и, вложив 300 тысяч рублей, перестроил дворец и другие здания усадьбы, полностью перепланировал парк и превратил усадьбу в роскошный дворец с красивейшим парком. Работами по отделке интерьеров Большого Гостиного флигеля руководил Юрий Фельтен. Под руководством Антонио делла Порто были реконструированы старые постройки. Основная идея реконструкции состояла в том, чтобы, сохранив удачно найденную Растрелли общую композицию ансамбля, заменить обветшалые деревянные постройки каменными и решить весь комплекс в классическом стиле.

Ропша. Гравюра 1873 года / ropshapalace.info

Документы ропшинской конторы за 1788–1800 годы дают возможность судить о направлении и объёме работ. В старых, уже существовавших каменных постройках «рустики починивали и раскрашивали, упавшие лепные штуки на место поставили, карнизы починивали, щекатурили, стропилы ставили, крыши железными листами крыли и красили, стёкла ставили в нижнем этаже и во втором этаже и над залом в два полуциркульных окошка». К прежнему каменному дворцу, у которого разобрали боковые пристройки, добавили с западной стороны «новый дом». Отдавая дань классицизму, архитектор Порто возвёл в центральной части дворца десятиколонный портик. Венчал здание лёгкий деревянный бельведер, сделанный заново в 1795 году.

В дальнейшем некоторым перестройкам подверглись и интерьеры дворца. В их оформлении принимали участие знаменитые архитекторы, художники и декораторы. Интерьеры Ропшинского дворца по богатству и пышности отделки не уступали интерьерам Екатерининского дворца в Царском Селе и Большого дворца в Павловске. Современники называли имение «Русским Версалем».

Работы в парке проводили молодой талантливый инженер Григорий Энгельман и садовых дел мастер Томас Грей. Они создали сложную систему водоёмов, посадили деревья и кустарники, устроили оранжереи, предназначенные для выращивания диковинных растений и плодов. Центром гидротехнического замысла стал источник Иордань, находившийся на верхней точке ансамбля. Вода, спускаясь по каскадам, вливалась в канал, питающий всю водную систему нижних парков. Искусственно созданные заводи, заливы, островки создавали впечатление естественного ландшафта дивной красоты.

Ропшинский дворец в начале XX века / wikimedia.org

В 1788 году была проведена достройка и украшение храма, единственного сохранившегося в России примера шведского средневекового храмостроения. При Петре I он был освящён в честь праздника Благовещения, а при Иване Лазареве был перестроен и освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Храм является памятником всемирного наследия, взятым под охрану ЮНЕСКО, но сейчас находится в руинированном состоянии, как и весь дворцово-парковый комплекс.

В январе 1784 года в Ропше была открыта народная школа, на содержание которой Иван Лазарев внёс тысячу рублей. В ней начали подготовку работников для бумажной фабрики, которую планировал построить владелец имения. С 1788-го по 1794 год по проекту Юрия Фельтена и под руководством архитектора Сергея Берникова было возведено здание Ропшинской бумажной мельницы. Она располагалась на восточной окраине парка, на берегу обширного Фабричного пруда и использовала энергию падающей воды. Более 200 работников изготавливали ежегодно от 18 до 20 тысяч стоп бумаги для ассигнаций, печать которых производилась в сенатской типографии.

Пятнадцать лет, которые Ропша находилась во владении Ивана Лазарева, стали для неё периодом расцвета. В своём дворце Иван Лазаревич принимал российских и иностранных коронованных особ и вельмож. Но в феврале 1801 года имение было продано императору Павлу I, который захотел возвратить в своё владение Ропшу, где скончался его отец. Пятую часть полученных от этой сделки 500 тысяч рублей Иван Лазарев передал на нужды благотворительных организаций Санкт-Петербурга. За это благодеяние император пожаловал Ивану Лазаревичу орден и звание Почётного командора ордена Иоанна Иерусалимского. Когда 11 марта 1801 года Павел I был убит, «дворцовый пригород» Ропша остался в ведении Кабинета его императорского величества — учреждения, ведавшего частной собственностью царской фамилии.

Император Николай II c супругой Александрой Фёдоровной и дочерью Анастасией в Ропше / ropshapalace.info

До 1917 года Ропша оставалась императорской усадьбой. В 1826-м Николай I подарил имение своей жене Александре Фёдоровне, которая, предпочитая Петергоф, в Ропше бывала очень редко. Последний российский император Николай II упоминал в своём дневнике об охоте в Ропше и её окрестностях. С началом Первой мировой войны эти поездки прекратились.

Во время Великой Отечественной войны Ропша была оккупирована немецкими войсками. Советская армия освободила Ропшу в 1944 году в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции. Ропшинский дворец очень сильно пострадал, хотя интерьеры частично сохранились. В послевоенное время под руководством научных сотрудников ленинградских мастерских реставрировались его фасады. Сегодня дворец стоит в руинах.

В 2004 году Ропшинский дворец был включён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». В 2012-м объект культурного наследия федерального значения, «Дворец со службами и парком, XVIII–XIX веков», был передан в управление Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Источники:

1. Неклюдов Е.Г. Род Лазаревых / Е.Г. Неклюдов, Е.Г. Попова-Яцкевич. — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ», 2014.

2. Панкратова К.В. История Ропшинской усадьбы ‖ История Петербурга. — 2003. — № 5 (15).

3. Ропша ‖ peterhofmuseum.ru

Фото обложки: Ропшинский дворец, 1903–1908 / pastvu.com