Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

«Если у вас нет мечты — заведите её»: интервью с режиссёром Арсэном Аванесовым

В январе 2025 года в Армянском музее прошёл кинопоказ четырёх короткометражных фильмов в рамках вечера «Молодого армянского кино». Победителями по итогам зрительского голосования стали сразу две картины: «Старый друг» Арсэна Аванесова и «Колыбельная» Сирануш Варданян. Арсэн Аванесов дал музею интервью, в котором рассказал о своём творческом пути, любимых режиссёрах и планах на будущее.

Арсэн Аванесов. Фото из личного архива режиссёра

Что побудило Вас заняться кинопроизводством? Был ли какой-то знаковый фильм в Вашей жизни, увидев который Вы поняли, что тоже хотите делать кино?

— Сложно выделить один фильм и в каком-то одном временном промежутке… Выделю, пожалуй, три! 

В детстве и отрочестве я был очень далёк от искусства, и для меня кино было исключительно развлекательной историей. Его для меня открыл отец, он меня водил в кинотеатр… При этом отец мой — простой шашлычник. А это очень тяжёлая физическая работа — готовить шашлык: всё время на ногах, в жару у мангала… И отец приходил с работы уставший и всё равно находил в себе силы вести меня в кинотеатр, потому что я весь день сидел и ждал, когда он вернётся, и мы с ним пойдём в кино.

Вообще я был хулиганистым парнем. Я был всегда либо в спорте, либо в каких-то неприятностях. И как-то попал в плохую компанию, и уже сам начал понимать, что делаю что-то неправильно. И тут мне попался фильм «Реквием по мечте» Даррена Аронофски. Я тогда понятия не имел, кто такой этот Аронофски. Просто я посмотрел этот фильм, и он тогда на меня оказал очень сильное впечатление. Это никак не повлияло на моё желание посвятить себя кино, но очень расширило моё сознание и восприятие.

Второй знаковый для меня фильм — «Бойцовский клуб», который я посмотрел, будучи студентом. Третий — «Манхэттен» Вуди Аллена. Я тогда был поражён, что Аллен — не только режиссёр картины, но и сценарист, и актёр. На тот момент я сам ещё не думал о режиссуре, я отучился на актёра в московской Школе драмы Германа Сидакова. Надо отметить, что дело было не только в том, что фильм сделан человеком, который в нём же и сыграл. Я узнал себя и в Вуди Аллене, и в его лирическом герое. И из-за этой близости по духу я смог на себя это примерить. И понял, что тоже так могу: быть чувствительным и смешным и при этом руководить площадкой.

Арсэн Аванесов на съёмках фильма «Старый друг».Фото из личного архива режиссёра

Каким был Ваш путь в режиссуру? Что Вы изучали, читали?

— Когда я решил заниматься кино, я не понимал, в какой роли мне там интересно, поэтому я начал пробовать всё. Начал с того, что перечитал все книги по сценарному мастерству.

Прежде я работал в маркетинге в Москве, но в какой-то момент я выгорел, уволился с работы и стал размышлять, чему хочу посвятить свою жизнь. Я слышал про технику, где на лист бумаги нужно выписать десять вещей, которые тебе интересны. Мой список закончился на трёх. Первое — футбол, второе — неожиданно для меня самого: кино… А что было третьим, я уже и не помню…

Футбол я сразу отмёл. А  кино… На самом деле, я говорю неправду про то, что кино — с бухты-барахты… Какие-то были лёгкие касания с кино, но я никогда себе не разрешал думать об этом всерьёз. И вот тогда я осознал: либо смерть, либо кино!

Герой Вашего фильма «Старый друг» стал актёром. Его история связана с Вашей личной?

Кадр из фильма «Старый друг» Арсэна Аванесова

— Мне хорошо знакома актёрская невостребованность, записи проб и, конечно, эта история связана с моим личным опытом, но она полностью вымышлена.

Сначала мне казалось, что я подсвечиваю два типичных современных архетипа среди молодых ребят: есть те, кто стремится к мечте, и те, кто доволен тем, что у него есть, и никуда не рвётся. Но в итоге я понял, что это всё — я. Это и моя собственная дуальность: во мне есть и целеустремлённый, дисциплинированный, мечтательный Сурен, и душевный, спокойный, но слабый Вазген.

Кадр из фильма «Старый друг» Арсэна Аванесова

То есть, это фильм не только о дружбе?

— Для меня самого стало неожиданностью, что он получился фильмом о дружбе, потому что изначально это была история о человеке, у которого есть мечта. Но, чтобы ярко показать его, надо дать ему в пару человека без мечты.

Кадр из фильма «Старый друг» Арсэна Аванесова

Были ли ещё какие-либо неожиданные для вас трактовки вашего фильма?

— Кто-то из зрителей на кинопоказе в Армянском музее предположил, что в конце герои угнали машину. Это меня очень рассмешило! А ещё кто-то отметил, что фильм приглашает армян вернуться в Армению. Такая трактовка была для меня неожиданной. А другая зрительница всё очень точно и правильно поняла: что это кино и о мечте, и о дружбе.

Признаюсь, у меня не было каких-то конкретных ожиданий в плане зрительских реакций или критики. Мне было очень любопытно, кто и как воспримет увиденное.

Ещё один герой фильма пёс. Его присутствие это символ дружбы?

— Безусловно. Но дело не только в этом: я с детства очень люблю собак.

Первый год своей жизни в Армении, куда я приехал уже во взрослом возрасте, я провёл в Дилижане. Это город с огромным количеством прекрасных собак. Я сам волонтёрил в приюте для животных, лечил и пристраивал бездомных собак. И это для меня серьёзный маркер: я никогда не видел злых людей, которые ласково относятся к животным. Если я вижу, что человек бережно и с любовью относится к собаке, то я уже к нему расположен, я уже понимаю, что это плюс-минус мой человек.

С этим связана вот какая история: за день до съёмок во время освоения локации к вагончику пришла собака со сломанной лапой. Она показалась мне знакомой, и я отправил её фото в один очень активный телеграм-чат Дилижана, и выяснилось, что это действительно пёс из знакомого мне приюта. Как он оказался в тридцати километрах от приюта, было не понятно. Мы отвезли его в Дилижан и передали девушке-волонтёру. Лапу «починили», собаку вернули домой.

Потом я искал щенка для съёмок, и та чудесная девушка-волонтёр предложила двух малышей на выбор. Я взял одного, но признаюсь — сразу был расчёт, что кто-нибудь из съёмочной группы расчувствуется и заберёт его себе. Так и получилось: наш фокус-пуллер Андрей стал хозяином щенка.

Так что во время съёмок фильма не только ни одно животное не пострадало, но и даже были спасены две собаки.

Кадр из фильма «Старый друг» Арсэна Аванесова

Получается, Ваше кино выполнило свою гуманитарную миссию ещё на стадии съёмок! Такая добрая история это уже большое достижение. Расскажите, критерий успеха в кинокарьере какой он для Вас?

— Буду честен: я хочу держать в напряжении всех режиссёров мира. Я хочу, чтобы они понимали, что я каждый год или раз в два года буду выдавать фильм, с которым им придётся конкурировать на всех самых крупных фестивалях. Вот это для меня будет успехом. А финальная цель: я хочу обогатить кинематограф, потому что я его очень сильно люблю, потому что кино было моим окном в мир и сделало из меня культурного и эмпатичного человека.

Что бы Вы посоветовали начинающим режиссёрам?

— Я уверен, что ключ к счастливой жизни — это стремление к мечте. Поэтому мой совет вообще всем людям: если у вас ещё нет мечты — заведите её.

Беседовала Анна Владиславская