Покров Пресвятой Богородицы – праздник, рожденный в боях
13 октября Православная церковь чтит память Григория Армянского – Просветителя, крестившего Армению. А 14 октября верующие празднуют Покров Пресвятой Богородицы. Как и когда Константинопольский Патриарх, армянин, «подарил» этот праздник жителям христианской Руси? И почему храм Василия Блаженного на Красной площади был возведен в честь Покрова Богородицы? Об этом специально для Армянского музея Москвы рассказала историк Нуне Мхитарян.
В Москве «небабье лето» в полной своей власти. И на улице, и в квартирах одинаково сыро и холодно. Да и в Ереване по утрам роса уже дольше держится на траве.
Лето закончилось. В Армении по-прежнему жарко, но когда смотришь на календарь, начинаешь понимать, что уже не так тяжело дышится, что жара пошла на спад, на «слом». Да и вечерами вышедшие подышать «посвежевшим» воздухом соседи говорят друг другу: «Вот и первые осенние ветры пошли». Нет, конечно может в горах и предгорьях уже поднялись осенние ветры, но в низовьях их еще очень долго не будет. Августовскую жару сменяет золотой бархат сентября, тот самый Покров Пресвятой Богородицы, который будет греть и беречь нас до середины октября, до самого праздника… А на Покров и определяют дальнейшую погоду по направлению ветров.
Покров Богородицы, 14 октября. Наверное, один из самых любимых церковных праздников на Руси, связанный с культом природного изобилия и именем Богородицы. Именем Матери. По удивительному историческому стечению обстоятельств, накануне праздника Покрова Православная церковь отмечает день Григория Армянина. Интересно, будут ли многочисленные гости в Ереване праздновать Покров? Честно говоря, хотелось бы.
С угасанием природы уходит и присутствие Матери. Не просто матери, не просто верной спутницы и защитницы своего сына, а матери того тепла и спокойствия, которые дарит лето. Сегодня церковь и церковная обрядность прочно вошли в нашу жизнь. И признаться, особенно приятно соблюдать все положенные обряды летом, в жару, длинными светлыми днями и звездными ночами. Плетение венков, обливание водой… Какие мы все-таки язычники! В самом хорошем смысле этого слова. Соблюдая все традиции и отмечая праздники, мы с удивлением обнаруживаем, что как верный и единственный наследник старины христианство передало нам все таинства древнего язычества, ничуть не умаляя роль и значение культа Матери-природы в сонме ушедших богов. Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха, Преображение (Вардавар), Спас (Хахохорнек), Успение, Рождение Богородицы – это ведь все наследие христианства от «прежнего бытия».
Можно сказать, что именно обрядовая часть нашей жизни показывает удивительную живучесть и красоту культа Матери-Природы и ее Сына – самого древнего, самого «живучего» культа. Он сохранился в отголосках всех земледельческих религий нашей планеты. И ведь праздник Покрова Богородицы, любимый праздник русских домохозяек, к язычникам-славянам пришел из самого центра восточного христианского мира – Константинополя-Царьграда – благодаря патриарху-армянину.
Великий Фотий – Патриарх Константинопольский при византийском императоре Михаиле III, правивший во время варягов, киевских князей Аскольда и Дира, основатель университета в Магнаврском дворце Константинополя, учитель и наставник Кирилла и Мефодия – один остановил бесчинствующих славян у стен великого города. Не просто остановил, но и обратил в чистую христианскую веру предводителей полков, самих дружинников Рюрика. В октябрьский день 862 года войско славян под крепостными стенами наблюдало, как сухой, немощный мужчина с какой-то накидкой в руках поднимается на стену со стороны залива. Поднявшись, он окунул накидку в волны. Окунул покров Богородицы, что хранился в Влахернском храме и считался Божественной защитой города. Поднялась ужасная, неслыханная буря, в считанные минуты разметав корабли варягов по всему морю. Худой, немощный человек, словно бог Перун, призвал ураган! Как самый образованный и мудрый сын своего времени он знал: божественно, чудодейственно то, что непонятно, и только ему одному известными приметами обратив надвигающуюся бурю в великое чудо, он не просто спас свою столицу, но и крестил Аскольда и Дира. Огромный город был спасен благодаря знаниям патриарха Фотия, а первые славянские христиане получили чисто русский праздник – Покров.
Праздник Покрова стал «рубежным» в христианской Руси. На Покров играли свадьбы, готовили все хозяйство к приходу зимы, по погоде 14 октября делали прогнозы на зиму…
Спустя почти 700 лет после «Фотиева крещения» русское войско опять взяло в осаду укрепленный город. На этот раз на берегу реки Волги. В 1552 году Иван Грозный разбил лагерь у столицы Казанского ханства. Войско его по составу было очень пестрое, присутствовали там и армянские отряды.
Уже в XVI веке армяне держали всю торговлю шелком и предметами роскоши от Крыма до Москвы. Армянские купцы не раз выкупали русских пленных в Крыму, спасая их от позора и верной смерти. И в бою показывали себя достойными чести носить оружие. Армяне были и в Казани. Они тоже умели воевать, но, по преданию, отказывались стрелять из пушек в единоверцев даже под страхом смерти. И остались верны своему слову. Бой был тяжелым. Перед решающим наступлением в день Покрова царь Иван дал обет возвести храм во славу Богородицы, если та направит их и приведет к победе. И победа была одержана. В Москве построили храм Покрова Пресвятой Богородицы, или Покровский собор. Сегодня он больше известен как храм Василия Блаженного. Один из притворов храма посвящен Григорию Армянину, день которого празднуется в канун Покрова – 13 октября, в знак признания и благодарности армянам, доказавшим свою верность не только русскому царю, но и вере, одной у двух народов.
Рожденный в боях, праздник Покрова стал «рубежным» и самым «женским», даже «девичьим» праздником в христианской Руси… Праздник-прощание, последний поклон всему светлому, теплому, золотому – всему, что было, что прошло.
Историк, переводчик, преподаватель армянского языка Нуне Мхитарян специально для Армянского музея Москвы
Обложка: Покров Пресвятой Богородицы, ΧIΧ в. Из коллекции Искитимского историко-художественного музея. Фото: ar.culture.ru