Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

«Хотим, чтобы армянский народ был счастлив!» Почему индийцы приезжают в Армению?

В последнее время в Армении выросло число индийцев. Их количество в стране, с учетом туристов, превысило 10 тысяч человек. Уроженцев Индии можно увидеть сейчас не только в университетах или на городских улицах, но и в открытых ими же магазинах, кафе, автомойках и других объектах мелкого бизнеса. В основном последние сосредоточены в Ереване, однако индийские ярмарки уже не раз открывались и в других городах Армении, и даже в Арцахе. Все чаще индийцы выбирают Армению не просто как временное место учебы или работы, но и как ту страну, в которой они остаются навсегда, как вторую Родину. Что же влечет жителей «сказочной» Индии в далекую и малоизвестную для них южнокавказскую республику?

Важным фактором здесь является недавнее упрощение визового режим для граждан Индии, желающих въехать на территорию Армении. Сейчас им достаточно оформить электронную визу и предъявить ее в аэропорту Еревана. Новый порядок стал настоящим «окном» в Армению для индийских туристов, интересующихся ее историей и культурой.

— Для меня было честью попасть в страну, которая первой приняла христианство, — говорит Саурабх Баджва, студент Института востоковедения Российско-Армянского университета. — Я хочу продолжать знакомиться с Арменией и другими странами региона. У вашей страны — множество несомненных преимуществ — она экологически чистая, здесь отсутствует преступность, и очень хорошие и доброжелательные люди, всегда готовые прийти на помощь!

Саурабх Баджва

Саурабх вначале приехал в Армению просто как турист, но так ей увлекся, что решил остаться для учебы и поступил в Российско-Армянский университет (РАУ). К тому времени в Армении уже училось несколько его друзей и даже родственников. Теперь задача молодого человека — получить два диплома (российский и армянский), которые выдает РАУ, и выучить как можно больше языков для более успешного общения на новом месте жительства.

— Армения гораздо более экологически чистая, чем Индия, здесь прекрасные люди, отличная погода, — вторят Саурабху его однокурсники.

По мнению преподавателя Российско-Армянского университета и частого гостя армянского телевидения, кандидата философских наук Сантош Арора, облегчение въезда в Армению для индийцев стало новой вехой во взаимоотношениях двух стран:

— Конечно, поведение армянского правительства ранее было тоже оправданно — мало ли кто может проникнуть через границу! Но сейчас, по прошествии нескольких месяцев с введения нового порядка, очевидно, что основная масса индийцев хочет в Армении работать, учиться, делать бизнес, и даже оставаться здесь жить. Конечно, есть те, кто используют страну как трамплин для миграции, например, в Европу, но это — капля в море, ничтожное меньшинство. У меня есть студентка, которая учится здесь вместе с мужем. У них в Индии двое детей, которые, как только сдадут экзамены, — тоже переедут сюда.

Сантош Арора

Сантош считает, что индийцы — очень полезные для Армении мигранты, которые не должны в своем проживании ограничиваться Ереваном, где они сосредоточены на данный момент:

— Думаю, хорошо бы заселять индийцами пустующие зачастую села. Многие наши соотечественники, приезжающие сюда, — из сельской местности. Они очень хорошие земледельцы, крестьяне, и могут выращивать здесь даже те культуры, которые армянский народ еще не знает. Между тем, они очень полезны для здоровья. Я уже предлагала эту идею ранее, и кое-какие семена из Индии уже доставлены в Армению — они были посажены в районе Эчмиадзина. Но местные крестьяне не очень хорошо знают, как ухаживать за новыми растениями. Поэтому индийцы были бы исключительно полезны в освоении пустующих сельских территорий и внедрении культур, которые в итоге принесут армянскому народу здоровье.

Сантош лично занимается этим вопросом — искала места для расселения людей в районе Абовяна.

— Но одним цветком весна не придет! Нужна хотя бы какая-то государственная помощь, поддержка — пусть даже чисто консультативная. Было бы здорово, если бы индийцам хотя бы временно дали какие-то земли, посмотрели, как они там работают, и, исходя из этого было бы принято окончательное решение, — отмечает госпожа Арора.

Примечательно, что раньше, в условиях ограниченной выдачи виз, в Армению попадали в основном жители больших индийских городов. Сейчас уроженцев сельской местности приезжает больше. Впрочем, индийцы в Армении готовы и к любой другой работе — сейчас они представлены также в качестве мелких бизнесменов, рабочих нескольких предприятий, строителей.

Многие выходцы из Индии даже свое обучение в Армении рассматривают через призму будущей жизни в стране — ведения бизнеса, построения необходимых взаимоотношений с местным населением. Отец Саурабха Баджва тоже имеет сейчас бизнес в Армении, и хочет продолжать работать здесь — в соответствии с местными законами и правилами ведения дел. Для этого необходимо хорошее знание языка, законодательства, социально-экономических реалий, что заставляет индийцев поступать в местные ВУЗы на соответствующие факультеты. Есть и те, кто работает и даже открывает в Армении бизнес без знания языка, но им приходится трудно — они нанимают переводчиков, что увеличивает принципиальные для мелких предпринимателей, и тем более для простых трудящихся, расходы.

Индийцы — трудолюбивы, дисциплинированы, спокойны, не конфликтны и серьезно относятся к своему проживанию в Армении.

— Я люблю Армению и армянский народ, и хочу делать все от меня зависящее, чтобы он бы счастлив, — говорит Сантош Арора, — делаю это не только в качестве преподавателя, но и в своих выступлениях по местному телевидению.

Наши индийские собеседники практически не смогли назвать ни одной проблемы, с которой они бы сталкивались в Армении, кроме сложного языка. Они интересуются местной культурой, и даже религией. Принадлежа к разным религиозным традициям и конфессиям, гости из Индии с удовольствием ходят в местные храмы, считая их святыми местами.

Сандип Каур (в центре)

— Мы — верующие люди, — говорит еще одна студентка, Сандип Каур, — и в будущем, возможно, хотели бы иметь и собственные религиозные сооружения. Очень хотелось, чтобы правительство Армении рассмотрело этот вопрос. В стране ведь есть мусульманская мечеть, езидский храм…

— в XVI веке женой индийского могольского шаха Акбара I [прав. 1556-1605 – прим. ред.] была армянка Мариам. Когда Мариам умерла, ее похоронили отдельно, а вокруг места погребения построили сад, известный как Сад Любви. Говорят, что во дворце Мариам было крестов больше, чем в христианских храмах. Сам Акбар был мусульманином, но никогда не запрещал исповедовать другие религии. Более того, он разрешил армянам построить свои церкви. Сейчас Индия — также страна, где уважаются все религии. Было бы здорово, если бы и здесь государство столь же серьезно относилось к религиозным и культурным потребностям (а они тесно связаны) меньшинств, — добавляет Сантош.

Индийские студенты РАУ

На данный момент в Армении уже сформировался круг специалистов, ориентированных на связи с Индией — как армян, так и индийцев. Они работают переводчиками, гидами, помогают ведению дел и установлению более глубоких связей между двумя народами. Такого рода взаимодействие выглядит перспективным и исключительно полезным для Армении как с политической, так и с социально-экономической точек зрения, а значит, будет продолжено, активизировано и углублено.

Фотографии: Антон Евстратов.

Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы