Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Как Ованес Туманян вдохновлялся картинами Айвазовского

Рассказывают, что великий армянский поэт Ованес Туманян преклонялся перед талантом Ивана Константиновича Айвазовского. Особенно нравились Туманяну марины феодосийского художника и картины на мифологические темы.

И.К. Айвазовский. «Корабль „Мария во время шторма», 1892. Источник: Artifex

В 1893 году Ованес Туманян опубликовал в журнале «Мурч» («Молот») стихотворение «Экспромт перед картиной Айвазовского». В этом произведении поэт осмысляет для себя масштабы гения, называя его «чародеем». Туманян изображает поэта демиургом — повелителем морской стихии.


Восстав, в океане неистовость вод

Тяжелыми всплесками бьет до высот,

Под яростный рев строит призраки гор,

И буря безбрежный, безгранный простор

Одевает, как в дым,

Дуновеньем своим.

«Ни с места!» — воскликнул, — палитра в руках, —

Старик-чародей, и взмутившийся прах

Покорен, заслышавши гения зов;

И в бурю безмолвно громады валов

Вот стоят, как во сне,

На его полотне.


И.К. Айвазовский. «Радуга», 1873. Источник: Artifex

Это не единственное стихотворение Туманяна, посвященное картинам Айвазовского. В Тифлисе в конце XIX века издавалась ежедневная армянская газета «Горизонт». Стихотворение называлось «Перед картиной „Берега Черного моря“». Поэт увидел грандиозную панораму бушующего Черного моря, и зрелище неистовых волн, дробящихся о несокрушимые прибрежные скалы, его потрясло. На полотно Айвазовского Туманян проецирует свою неизбывную тоску по Родине.

И.К. Айвазовский. «Девятый вал», 1850. Источник: Artifex


И узрел я гения работу,

Понтоса кипящие брега,

Волн непримиримую работу.

Глянул — восхитился на века!

Сердце, словно клетка отворилось,

Из меня, от плена утомясь,

Выпорхнул орел с тоскливым криком,

Улетел, в тумане растворясь.

Улетел к местам своей Отчизны,

К скалам моей Родины приник…

Из моей, давно ушедшей жизни,

Он принес мой запоздалый крик.


Ованес Туманян не просто высоко оценивал художественный дар Ивана Константиновича, он считал его серьезным мастером — художником реалистического направления, способным изобразить изменчивую природу моря убедительно и правдиво.

В оформлении обложки использована марина И.К. Айвазовского «Наполеон на острове Святой Елены». Источник: Artifex