Ещё одна версия исхода древних армян, или Действительно ли они пришли из Фракии
Армяне. Кто они и откуда? Ответ на этот вопрос волнует как самих армян, рассыпавшихся по всему миру, так и специалистов в разных областях исторической науки. Задолго до того, как армяне заселили высокое нагорье на юге Кавказа, сейчас известное как Армянское, оно было колыбелью народов. И об этих народах ученые владеют весьма скудной информацией. По мнению некоторых историков, для науки не слишком важно, принадлежали ли эти более древние поселенцы к разным этническим типам, имеющим свои национальные названия и языки, или же были расой, говорящей на диалектах общего родного языка и имеющей какое-то одно название. На сегодняшний день, в исторической науке принято для удобства называть их урартами — согласно названию данного этноса в ассирийских источниках.
Профессор из США Мартирос Арутюнович Ананикян в своем труде, посвященном армянской мифологии, уделяет внимание цивилизационным истокам и политической обстановке тех незапамятных времен. Он отмечает, что урарты сформировали группу цивилизованных государств, главным образом сосредоточенных вокруг современного города Ван. Хотя после них и остались впечатляющие сооружения и множество клинописных надписей, свою информацию, касающуюся их политической истории, ученые черпают в основном из ассирийских источников.
Есть гипотеза, что урарты принадлежали к тем же неарийским и несемитским племенам, что и так называемые хетты, которые господствовали на полуострове Малая Азия задолго до индоевропейских племен, таких как фригийцы, мизинцы, лидийцы и вифины, пришедшие из Фракии, скифы и киммерийцы — с северного побережья Черного моря, чтобы провозгласить полуостров своим будущим домом. Не все исследователи приветствуют это мнение, считая идею — лишенной историографической почвы.
Утверждается, что урарты были довольно воинственны и храбро сражались со всеми соседями, лелеявшими идею о захвате их земли — вплоть до VII века до н.э., пока их страна, ослабленная и дезорганизованная непрекращающимися войнами и состоянием перманентной борьбы, не стала легкой добычей для пришедших из Фракии завоевателей — по подсчетам урартологов — в 640–600 гг.
Появление армян в Малой Азии, согласно фригийской гипотезе, является результатом массового исхода этой народности из Фракии. Ананикян ссылается на древние источники (в частности, Геродота), в которых указано, что армяне были тесно связаны с фригийцами, имели очень схожие языки и национальную одежду. Тут, следует напомнить, что данное мнение не всегда с восторгом встречается в современном научном сообществе.
Древние армяне, если верить профессору из США, который, в свою очередь, ссылается на отца истории Геродота, сражались бок о бок с фригийцами в армии Ксеркса. «Медленно продвигаясь вдоль южного побережья Черного моря, они ненадолго остановились на территории, известной в античные времена как Малая Армения, которая лежит к юго-востоку от Понта и к северо-востоку от Каппадокии», — пишет Ананикян в «Мифах Армении».
Высказывая точку зрения, которая считается популистской, Ананикян предполагает, что оттуда им пришлось еще раз отправиться в завоевательный поход в обетованную землю урартов, где они укоренились как военная аристократия в горных крепостях и укрепленных городах. «Некоторых прежних жителей они угоняли на север, а наиболее трудоспособных превращали в своих рабов, облагая их налогами. Этих рабов они задействовали в своих внутренних и внешних войнах и постепенно, но вполне эффективно, навязывали им свое название, свой язык, религию и цивилизацию», — говорит профессор.
Ананикян указывает на то, что кульминация слияния двух народов была неизбежна, что, конечно же, произошло — успешно и постепенно. Однако процесс прервался в Средние века, когда сельджуки захватили страну и ввергли в хаос весь общественный строй.
Вскоре после завоевания Урарту армянами, даже до того, как новые правители смогли организовать и консолидировать земли под властью подобной монархии, Армения была завоевана Киром (558–529 гг. до н.э.), а затем Дарием (524–485 гг. до н.э.). После стремительного наступления Александра Македонского на восток, она перешла в руки македонян. Но в 190 году до н.э. два сатрапа, подчиненные Антиоху Великому, сбросили иго Селевкидов. Одним из них был Арташес, который с помощью покинувшего Карфаген Ганнибала спроектировал и построил свою столицу Арташат на реке Аракс. За годы правления династии этого царя, ставшего легендарным героем, страна процветала и при при Тигране Великом (94–54 гг. до н.э.) и достигла небывалого величия. В 66 году н.э. ветвь парфянской династии Аршакидов укрепилась в Армении под сюзеренитетом и покровительством Рима. Первым царем из этого рода был Трдат I, ранее возглавлявший магов (зороастрйских священнослужителей) своей страны и, возможно, сделавший многое для установления в Армении зороастризма. А при Трдате II, потомке этого же царского рода, в начале IV века н.э. распространилось христианство, уже долго существовавшее в стране, но до этого часто преследуемое.
Дальнейшая история Армении — совсем другой период, о котором есть другие публикации Армянского музея Москвы.
Статья написана по материалам книги «Мифы Армении» М.Н. Ананикяна (Центрполиграф, Москва, 2020 год)
Обложка: Senderismoeuropa