Ованес Имастасер: средневековый ученый и реформатор армянского календаря
Ованес Имастасер (Յովհաննէս Իմաստասէր) ― армянский ученый и педагог X-XI веков. Он занимался множеством наук: философией, астрономией, богословием и математикой, а также был гимнографом. Самое известная его работа ― реформа армянского календаря: переход от подвижного церковного календаря, где праздники сдвигались год от года, к неподвижному, с системой 365 дней в году и високосными годами. В этой статье редакция Армянского музея Москвы расскажет о том, что нам известно об Ованесе Имастасере и его трудах.
Ованес Имастасер (Յովհաննէս Իմաստասէր), также известный как Ованес Саркаваг (Յովհաննէս Սարկաւագ) ― средневековый армянский ученый и педагог X-XI веков. Он занимался, как и многие средневековые интеллектуалы, множеством научных направлений сразу: философией, космографией, математикой, богословием, а также сочинял гимны. Армяновед Манук Абегян называет Ованеса «одним из первых представителей нового интеллектуального течения армянского Возрождения».
Считается, что Ованес Имастасер родился около 1050 года в районе Гардман (село Пиб) восточной провинции Утик исторической Армении, которая сегодня находится к северу от Арцаха, на территории Азербайджана. О его биографии практически ничего не известно. Наиболее подробный исторический рассказ о ней мы находим в «Истории Армении» армянского историка XII-XIII веков Киракоса Гандзакеци. Существует также анонимное жизнеописание Ованеса Имастасера XIII века, которое тоже иногда приписывается Киракосу Гандзакеци.
Согласно этим жизнеописаниям, Имастасер некоторое время жил и работал в монастыре Ахпат, а также в Санаине. Эти монастыри были центрами учености в средневековой Армении: там были большие скриптории и библиотеки, где переписывали и хранили тексты.
По окончании обучения Ованес переехал в Ани ― столицу средневековой Армении, ― где преподавал философию, математику, музыку, космографию и грамматику. Там он церковный сан саркавага (Սարկավագ), то есть диакона: отсюда его прозвище. Оно осталось таким, даже несмотря на то, что со временем Ованес Имастасер стал вардапетом (архимандритом) Армянской апостольской церкви.
Аббат Гевонт Алишан, член конгрегации мхитаристов в Венеции, опубликовал произведения Ованеса Имастасера лишь в XIX веке: тогда они и стали известны широкой публике. Ученые-филологи и историки особенно ценят поэму Имастасера «Бан Имастутиан» («Բան իմաստության» ― «Рассуждение о мудрости»). В поэме, написанной в форме диалога между автором и черным дроздом, птица символизирует природу, которая, по мнению автора, является главным источником вдохновения для искусства. Во времена Имастасера художественное вдохновение обычно приписывалось божественным причинам. Имастасер же говорит, что у природы или у ребенка природы нужно заново учиться тому, что было потеряно. Искусство для него ― некий образ природы, однако от нее человека отделяет грех, который, к сожалению, подражанием природе в поведении не искупить. Мы видим в этом сочетание сразу множества идей и форм: средневековое понятие греха смешивается с уже возрожденческим понятием природы и идеей о ее красоте. Окологимнографическая поэма сочетается с античной философской формой диалога.
Ованес Имастасер был также гимнологом: он написал несколько важных шараканов (гимнов): «Ода Воскресению», «Светло в этот день», «Бог, Бесконечное Слово», «Бог, Невыразимое Слово». Два последних произведения представляют собой акростих на 36 букв армянского алфавита. Ованес Имастасер также внес вклад в стандартизацию армянского молитвенника и Псалтыри.
В трактате «О многоугольных числах» представлены математические измышления Ованеса Имастасера. Он хорошо знал своих предшественников ― Пифагора, Евклида, Аристотеля ― и отлично разбирался в их трудах.
Имастасер был классическим средневековым эрудитом, воспитанным в скриптории древнего монастыря: помимо огромной эрудиции, он знал несколько языков перевел на армянский язык труды многих великих ученых: Филона Александрийского, Дионисия Ареопагита, Григория Нисского, Порфирия, а также некоторые труды Аристотеля и Евклида.
Таким образом, Ованес Имастасер проявил себя во многих сферах науки, но в историю он вошел в первую очередь как реформатор календаря. В 1084 году Ованес Имастасер включился в проект по разработке так называемого Малого армянского календаря, в отличие от Большого армянского календаря, был неподвижен: то есть церковные праздники не сдвигались в нем год от года, а были зафиксированы ― это упрощало служение.
Проект реформирования календаря пришлось запустить потому, что в 1084 году кончились составленные Ананией Ширакаци календарные таблицы Большого армянского календаря. Они были рассчитаны на один цикл в 532 года. Имастасер представил свой расчет на следующие 532 года, продолжая эту традицию. Названия месяцев остались теми же. Год состоял из 365 дней, а каждые 4 года появлялся еще один «лишний» ― тот, который мы называем високосным. До реформы началом года называли 28 февраля. В Малом календаре начало года перенесли на 11 августа ― теперь, когда Новый год в Армении отмечают 31 декабря, 11 августа остается «старым Новым годом» в Армении и называется Навасард.
Источники:
Hacikyan, A. J., Basmajian, G., Franchuk E. S., Ouzounian, N. — The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century, 2002
Tumanian, B. E. — The Measurement of Time in Ancient and Mediaeval Armenia, 1974