Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Николай Буниатян и строительство гостиницы «Интурист»

В первой половине ХХ века многие ключевые постройки были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Они оба формировали городскую среду, подарив столице Армении уникальный вид. Постройки Николая Буниатяна стилистически отличались от зданий Таманяна, который больше работал с неоклассицизмом и конструктивизмом. Архитектура Буниатяна восходила к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров служит здание гостиницы «Интурист». Сейчас мы знаем её под названием «Ереван». С 1928 года там жили и останавливались самые важные деятели искусства, литературы и музыки. Поэт Егише Чаренц позже скажет, что годы, проведённые в гостинице, были самыми счастливыми в его жизни.


Николай Буниатян и Александр Таманян окончили Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, вместе работали над проектами для Общества Московско-Казанской железной дороги, а в 1920-е годы изменили облик столицы Армении. Они разделяли схожие взгляды и принципы в архитектуре, что и послужило плодотворному сотрудничеству.

В 1919 году Александр Таманян получил приглашение от Председателя Правительства Первой Армянской Республики Ованеса Качазнуни. Тогда Александра Оганесовича назначили главным архитектором Еревана.1920-е годы были турбулентным периодом, поэтому Александр Таманян уехал из Армении в Иран, а вернулся только после смены правительства в 1923 году, получив новое предложение.

Александр Таманян. Источник

Александр Оганесович в те годы обратился к Буниатяну: «Предлагаю работать в качестве ближайшего сотрудника — архитектором. Работа интересная. Планировка городов, селений, гражданское строительство». В 1924 году Николай Буниатян приехал в Ереван и получил должность главного архитектора.

Николай Буниатян. Источник

Николай Буанитян был автором многих проектов в столице Армении, но в этой статье мы рассмотрим одно из первых масштабных сооружений в центре города — гостиницу «Интурист».

Здание стало центром жизни для представителей интеллигенции. В номерах гостиницы жили и останавливались разные деятели искусства и литературы. Это Егише Чаренц, Осип Мандельштам, Сергей Параджанов и многие другие.

Гостиница «Интурист». Источник

Как мы отметили выше, архитектурный стиль Буниатяна отличался от эстетических принципов неоклассицизма и конструктивизмом. В 20 и 30-е годы для архитектора были характерны классические мотивы. Исследователь Лола Долуханян пишет, что здание создавалось в период внутренних поисков. Архитекторы искали то, что выстроило бы облик города: «Это поиск стилистических особенностей и период творческих споров, которые тогда были очень остры. Использование исторических стилей воспринималось категорично сторонниками новых архитектурных течений».

Гостиница «Интурист». Источник

Гостиница «Интурист» спроектирована Николаем Буниатяном в первые годы работы. Это был масштабный проект, так как здание предполагалось построить в самом центре Еревана. Функционировать «Интурист» начал с 1928 года.

Четырёхэтажное здание располагалось на небольшой площади, примыкающей к улице Абовяна. Одной частью фасада гостиница обращена к улице. Визуально она будто противопоставлена кинотеатру «Москва», так как выполнена из более тёмного материала. Лола Долуханян подчёркивает, что эта постройка предопределяет масштаб и создаёт определённую архитектурную среду. Во многом это связано с тем, что гостиница становится визуальной доминантой на улице Абовяна, вокруг которой подстраиваются остальные здания.

В решении фасадных поверхностей Николай Буниатян использует фактуру строительных материалов (базальт, цветная штукатурка). У постройки имеется базальтовый цоколь, связывающий первый этаж в единую визуальную цепь со всем зданием. 

В номере Егише Чаренца. Источник

С 1928 года «Интурист» стал местом, где собиралась вся интеллигенция. Постоянными посетителями кафе были Гурген Маари, Егише Чаренц, Ара Саргсян, Фанос Терлемезян и другие.

С гостиницей связаны многие явления истории и культуры Армении. В 1929 году в «Интуристе» начало вещать радио Советской Армении. Говорят, что в номере Арам Хачатурян в писал здесь музыку к фильму Амо Бек-Назарова «Пэпо». А спустя годы режиссёр Сергей Параджанов в стенах гостиницы задумал первые эпизоды для картины «Цвет граната». С «Интуристом» связана и судьба Егише Чаренца.

Известно, что поэт Чаренц не имел постоянного места жительства до 1928 года. С начала открытия гостиницы он поселился там и прожил в номере 21 на втором этаже до 1935 года. Даже свадебная церемония со второй женой прошла в стенах «Интуриста».


На обложке — Гостиница «Интурист». Источник

Источники:

Harutyunyan Tigran Architectural Guide: Yerevan. DOM Publishers, 2018 — 232 pages.

Гостиница «Ереван»: живая история. Веб-ресурс