Армянские святые. Вахан Гохтнаци
Вахан Гохтнаци — один из самых почитаемых святых Армянской церкви. Повествование о мученичестве святого было написано спустя семь лет после его кончины Артаваздом, настоятелем монастыря Ерашхаворк. Это произведение было хорошо известно средневековым писателям, пользовалось большой популярностью и считается одним из лучших образцов армянской агиографии. Вахану Гохтнаци посвящен также шаракан «Дивлюсь я», вошедший в корпус богослужебных песнопений. Автором этого гимна считается сестра мученика — Хосровидухт.
Вахана ещё называют — Ваан или Ваган из Гохтна (Колта). Родился он около 700 года в области Гохтн — влиятельной части Великой Армении. Принял мученическую кончину в 737 году в сирийской Росафе (Сергиополь). Почитается в церкви как мученик Сергиопольский (Росафский).
Мученичество Вахана Гохтнаци связано с событиями, относящимися к арабскому завоеванию Армении VIII века, когда мусульмане столкнулись с упорным сопротивлением христиан-армян. Церковная история рассказывает, что в 705 году в церквях Нахичевана были заживо сожжены 1200 армянских нахараров (князей), составлявших военную мощь армянского народа. Семьи их были угнаны в Сирию и проданы в рабство. Среди пленников был и Вахан — мальчик четырёх лет, сын князя Хосрова Гохтнаци, сожженного в Нахичеване.
В Дамаске Вахана вместе с другими пленными обратили в мусульманство. Мальчик был смышлёным, и в Дамаске ему дали хорошее образование. Впоследствии он ярко проявил себя как личность и достиг весьма высокого положения при дворе халифа.
В 719 году при посредничестве армянского католикоса Ованнеса III Одзнеци пленные христиане получили свободу и право вернуться на родину. Начался массовый отъезд на родину. Вахан Гохтнаци также был отпущен, но с условием, что, приведя в порядок свои владения и назначив управляющего, вернется обратно в Дамаск к халифу Омару II. Однако Вахан Гохтнаци поступил иначе — на родине принял христианскую веру и женился на дочери сюникского князя.
Смерть Омара и «луч света веры, осветивший его разум», снимают с него обязательство возвратиться в Дамаск. Он преисполняется благочестия, предается покаянию за грех, совершенный в младенчестве. Однако открытое отречение от мусульманства может иметь тяжкие последствия как для него самого, так и для его родных. И тем не менее Вахан не может поступиться своими убеждениями.
Не дождавшись возвращения Вахана, арабские власти принялись разыскивать его, чтобы наказать как отступника от мусульманства. Вахану пришлось скитаться. С 732-го по 737 год он странствовал по Грузии и различным монастырям Армении. В нём начинается борьба между чувством долга по отношению к родным и желанием свободно придерживаться своих взглядов. Верх одерживает последнее, он покидает жену, отчий дом, чтоб никому не причинить вреда и свободно исповедовать христианство.
Начинается период тяжких духовных трудов и гонений. Все христианское население сторонится его, боясь общения с человеком, который совершил тяжкий в глазах захватчиков, чудовищный грех — отрекся от ислама. После долгих мытарств покинутый всеми Вахан решает отправиться в Арабский халифат, чтобы либо получить разрешение от халифа исповедовать христианство, либо умереть за веру. Последним его пристанищем в Армении становится монастырь Ерашхаворк, настоятель которого Артавазд, будущий автор мученичества, любовно приютил его, а затем проводил, снабдив всем необходимым.
Наконец, после длительного изнурительного пути Вахан добровольно предстает перед халифом и просит у него разрешения на исповедание христианской веры. Его стараются отговорить, обещают богатство и власть, но он отказывается и выбирает смерть. Халиф приказывает обезглавить своего бывшего подданного. Мученическая смерть Вахана Гохтнаци вошла во все армянские Четьи-Минеи и Прологи.
В оформлении обложки использована мозаика южной стены нефа базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Изображены византийские мученики раннего христианского периода.
Источники:
1) BHO, N 1235-1236; Соперк (Мелкие арм. сочинения). Венеция, 1854.
2) Богослужебные каноны и песни Армянской Восточной Церкви / Пер. с древнеарм. яз. Н. Эмин. М., 1914.
3) Плач о бедах… и Мученичество св. Ваана ǁ Арм. жития и мученичества V–XVII вв. / Пер. с древнеарм., вступ. ст. и примеч. К.С. Тер-Давтян. Ереван, 1994.
Ссылки:
pravenc.ru
azbuka.ru