Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Киликия — земля обетованная. Лекция Нуне Мхитарян

В 1080 году на северо-восточном берегу Средиземного моря, между горными хребтами Тавра и Аманоса, возникло Киликийское армянское государство. Сформированное усилиями армянского князя Рубена I как княжество, в 1198-м оно было преобразовано в королевство князем Левоном II. Киликийское армянское государство просуществовало почти три века, до 1375 года, но «культурные ценности, созданные киликийскими армянами, вошли в общую сокровищницу культуры армянского народа».

«Без сомнения, напряженной государственной деятельности и богатой литературе соответствовало и высоко развитое искусство. Если мы примем это утверждение, опровергнуть которое можно только фактами, мы должны будем представлять Киликийское царство ХIII–XIV вв., как один из центров духовной жизни всего человечества. Армения во второй половине средневековья сумела создать на Востоке очаг истинной культуры, выдерживая одна „борьбу со всей Азией“. Такая борьба не могла кончиться иным, кроме трагической гибели; но достижения Киликии не должны были погибнуть бесследно, так как успели уже пустить прочные корни. Религиозно-философские идеи, приемы творчества и мастерства, создание литературы — уже были разнесены из Киликии по всему армянскому миру и могли, хотя с трудом, развиваться далее, то в монастырских кельях Севера, то в свободных армянских колониях Европы, Азии и, позднее, Америки… Киликия, словно сознавая, что ей суждена краткая (для государства) жизнь, как бы с лихорадочной поспешностью стремилась проявить свое творчество во всех областях духовной жизни», ― писал русский поэт, литературовед и историк Валерий Брюсов в своей работе «Летопись исторических судеб армянского народа» (1918).

Именно через Киликию дошли до нас многие памятники армянской культуры. «Киликия теснейшим образом связала армян с западноевропейским миром, сделав их „авангардом Европы в Азии“. Наконец, через Киликию, благодаря ее напряженной духовной деятельности, дошли до нас данные и традиции древней Армении, — любовно и внимательно сохраненные киликийскими армянами предания их родной старины. Большое число армянских рукописей, по которым мы знакомимся теперь с древнейшей армянской письменностью, было переписано в центрах Киликии, ее городах и монастырях. Киликийское царство в истории армянского народа — страница яркая, своеобразная и необходимая», ― указывает Брюсов. Вершиной же проявления армянской культуры в Киликии стала Киликийская школа миниатюры, а особенно ― творчество художника-миниатюриста Тороса Рослина.

Киликийской Армении посвящена новая лекция Нуне Мхитарян «Киликия — земля обетованная», запись которой публикует Армянский музей Москвы.