Постановка «Алмаст»: к истории создания
Какой текст лежит в основе оперы «Алмаст»? Как Спендиарян и Туманян работали над материалом? И почему главную героиню зовут Алмаст? Обо всём этом читайте в нашем материале.
Весной 1916 года у Александра Спендиаряна возникла идея написать оперу на основе произведения Ованеса Туманяна «Взятие Тмкаберда». Дочь поэта, Нвард Туманян, писала в мемуарах об этом периоде:
«Спендиарян заинтересовался поэмой “Ануш”, хотел записать ее. Но после ознакомления решил, что материал не стал для него близким. Решили поехать летом в Лори. Затем отец прочитал поэму “Парвана”, которая понравилась композитору, но он при этом заметил, что сюжет очень маленький. “Хорошая вещь, но сжато написано. Лирики много. Негде развернуться”. Просил, чтобы отец развернул некоторые места, добавил новые песни и тем самым дал ему возможность написать оперу. Отец, по-видимому, догадался о его желании и прочитал “Взятие Тмкаберда”. Спендиарян обрадовано встал с места: — Вот это да! Вот это я и хочу!».
Он просил Туманяна перечитать поэму, высоко оценивая сцены пира, сон Татула и о коварстве и предательстве безымянной владелицы крепости Тмук:
«Спендиарян попросил, чтобы отец дословно перевел для него поэму. Особенно ему понравилось вступление. Он воодушевленно шагал и декламировал: “Эй, пароннер” и не мог продолжить, обращался к отцу: — Ну, как дальше, парон Ованес? Он не знал армянского языка. Просил отца, чтобы прочитал снова».
Работа началась сразу. Поэт переводил для Спендиаряна произведение, разъяснял образы и объяснял исторический контекст. Из воспоминаний Нвард нам известны детали создания оперы:
«Сидя вдвоем, до поздней ночи делили поэму на сцены, вычерчивали картины… На следующий вечер продолжали работать. Спендиарян интересовался исторической стороной поэмы. Отец доставал из шкафов различные книги, читал отрывки и разъяснял их».
В поэме «Взятие Тмкаберда» главная героиня не имела имени, в опере важно было выделить её образ. Композитор предложил поэту подобрать имя для ключевого персонажа:
«По желанию отца опера должна была называться “Гоар”, по имени княгини. Однако, как впоследствии пояснил Спендиарян, близость двух гласных — о и а — в русском варианте мешало ему при написании музыки, поэтому имя “Гоар” было заменено на близкое по смыслу имя “Алмаст”».
Опера «Алмаст» стала вехой в карьере Спендиаряна: до конца своей жизни он обращался к доработке оперы, редактируя и обогащая ее партитуру, оркестровку и аранжировку.
Сочинение композитора осталось незаконченным и было завершено Максимилианом Штейнбергом (он доработал пролог и эпилог).
Премьера оперы «Алмаст» состоялась в Москве в 1930 году уже после смерти автора.
На юбилее армянского искусства в 1939 году в Большом театре зритель увидел оперу со второй редакцией либретто, которую дополнил Тигран Акумян.
Эскизы Михаила Арутчьяна к постановке 1933 года:
Эскизы Мартироса Сарьяна
Мартирос Сарьян создал эскизы декораций и костюмов для оперы «Алмаст» Александра Спендиаряна — в 1930 году в Одесском театре оперы и балета и для двух вариантов постановки в Ереванском театре оперы и балета (1933, 1938–1939).
В 1939 году во время Декады армянского искусства в Москве на выставке изобразительного искусства Армении были широко представлены картины Мартироса Сарьяна. Большим успехом пользовалось его оформление оперы «Алмаст», которую Ереванский театр оперы и балета показал на сцене Большого театра.
В марте 1941 года за оформление этой оперы Мартирос Сарьян был удостоен Государственной премии.
Сценография Сарьяна, 1941 год
17 октября 1939 года в газете «Известия» был опубликован отзыв директора Эрмитажа Иосифа Орбели.
Иосиф Орбели
«Радостное зрелище»
Чудесная опера «Алмаст» мне была знакома раньше, но лишь сейчас она зазвучала в полную силу, лишь сейчас она открыла весь талант покойного Спендиарова.
Изумляют пронизанные армянскими мотивами декорации, написанные мастерской рукой народного художника Мартироса Сарьяна. Сочетание этого оригинального таланта с историко-архитектурной и археологической эрудицией архитектора Н. Токарского создало на сцене чудеса. При всей художественности и лёгкости декораций воздвигнутые на сцене ансамбли дают возможность воспринять в точности архитектурные формы средневековой Армении и убранство средневековых армянских зданий во всем их богатстве. Эти декорации радуют тем, что в них нет прямого копирования какого-либо определённого архитектурного памятника или орнаментального убранства. Это — свободная композиция, основанная на глубоком знакомстве с древним искусством Армении.
Необычайно точное воспроизведение утвари, костюмов, подбор красок каждого отдельного костюма и их сочетания создают полную гармонию. Все эти костюмы, их краски, сочетания, переливы являются новым блестящим творением мастера, всегда правдивого, всегда яркого Мартироса Сарьяна.
Фотографии с постановки в 1939 году:
Фотографии актеров:
Фотографии сцены:
На обложке — эскиз декорации к опере «Алмаст», созданный Мартиросом Сарьяном (1930) | artpoisk.info
Все фотографии взяты из Госкаталога.рф
Источник: Ованесян Сусанна Гургеновна У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ ОПЕРЫ «АЛМАСТ» // Интеллигенция и мир. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/u-istokov-sozdaniya-opery-almas