Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

В Ереване нашли фрагменты утраченного монумента Ара Арутюняна «Рабочий»

Найденные 6 мая фрагменты монумента «Слава труду» | facebook.com

Фрагменты считавшегося утраченным монумента «Слава труду» Ара Арутюняна 6 мая нашли в ереванском районе Шенгавит. Это произошло благодаря энтузиасту Мелику Карапетяну, о находке в соцсетях сообщили члены семьи Арутюняна и Ваге Будумян. В народе изваяние известно под названием «Рабочий».

Монумент «Слава труду» — одна из последних работ Ара Арутюняна. «Рабочий» воплощал силу человеческого духа, поза его отсылала зрителя к образу «Давида» Микеланджело. 11-метровый памятник был выполнен из чугуна в 1982 году и установлен на площади, которая получила название по монументу — Площадь труда. В 1997 году он был демонтирован и распилен на куски. Сам скульптор тяжело переживал этот акт вандализма.

Потомки Арутюняна предпринимали много попыток найти то, что осталось от монумента. Поиски велись на территории завода в Шенгавите, где скульптуру видели в последний раз. Однако, очевидно, в какой-то момент части Рабочего были перетащены на соседнюю частную территорию, где и были найдены 6 мая.

Пока семья скульптора не планирует вывозить фрагменты памятника с той территории, где он был обнаружен, но хочет вернуть шедевр широкой публике после того, как определятся площадка и формат демонстрации.

Ара Арутюнян на установке монумента «Слава труду» («Рабочий») | araharutyunyan.com

Созданием «Рабочего» Арутюнян во многом предопределил появление новых тенденций в современной скульптуре.

«Скульптор воплощает здесь самый притягательный для себя героический образ, храня при этом верность правде жизни, постигнутой им за долгие годы. Редко ему удавалось собрать воедино столько реалий нынешнего времени; они сделали образ современного рабочего особенно достоверным. Но главное в монументе, конечно, не этот набор внешних примет эпохи. Все самое существенное в нем, как во всех лучших работах Арутюняна, переложено на язык пластики — язык объемов, масс, форм. Это как бы само наше время, его движение, исполненный уверенности рабочий марш», — писал о монументе выдающийся искусствовед Владимир Цельтер.

Источник: araharutyunyan.com