Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Режиссер-документалист Арутюн Хачатрян: кино, которое говорит без слов

Арутюн Хачатрян ― один из главных армянских режиссеров-документалистов. Он внес вклад в армянский док не только своими прекрасными работами, но и созданием международного кинофестиваля «Золотой Абрикос», который проводится ежегодно вот уже 20 лет и дает площадку десяткам режиссеров со всего мира, а также является стимулом и ориентиром для начинающих документалистов.

Арутюн Хачатрян. Фото: aniv.ru

Арутюн Хачатрян родился в 1955 году в Грузии, в городе Ахалкалаки. Свой первый фильм он смонтировал в 10 лет, причем переделав уже существующую картину. Арутюн был помощником киномеханика ― они вместе возили кино по разным отдаленным поселкам. В какой-то момент ему настолько надоел виденный уже сто раз фильм, что он решил заняться самодельным монтажом на пленке.

Только закончив школу, Арутюн Хачатрян поехал в Ереван. Его долго не брали в университет: пришлось пытаться поступать семь раз. Дело было не в недостатке знаний или отсутствии таланта. Преподаватели считали, что он плохо говорит и, следовательно, не сможет общаться с актерами. В интервью Анне Урманцевой Хачатрян рассказал, что именно это привело к его к выбору документального кино ― там нет актеров. В доке режиссер ― не постановщик, а наблюдатель, ему не нужно объяснять героям свой замысел. Немногие игровые работы Хачатрян снимал без слов.

Один из первых фильмов Хачатряна ― «Конд» (1987) ― о вернакулярном квартале Еревана ― провалился на худсовете. Картину Хачатрян вместе со своим оператором выкрал из хранилища ночью, через окно, а потом тайно увез в Киев на фестиваль дебютов. Там фильм занял первое место.

В 2004 году Арутюн Хачатрян вместе со сценаристом Михаилом Стамболцяном, кинокритиком Сусанной Арутюнян и режиссером Атомом Эгояном основали Ереванский Международный кинофестиваля «Золотой Абрикос». Послушать, как сам режиссер рассказывает о своей жизни, можно в интервью:

Конд (1987)

В фильме «Конд» рассказывается о ереванском квартале Конд. В фильме честно показана картина бедности и разрухи — именно из-за этого фильм не приняли к показу в Армении. Тем не менее, в этих кадрах есть и любовь, и красота, а разные планы содержат многие комбинации сложных образов и ассоциаций. Это магия документального кино: хороший режиссер-документалист смотрит на мир вместе со зрителем, при этом разворачивая наблюдение как осмысленный нарратив. Фильм, как мы уже говорили выше, получил первый приз на кинофестивале дебютов в Киеве.

Белый город (1988)

Документальный фильм «Белый город» снят в родном городе Арутюна Хачатряна — Ахалкалаки. Он снят в традиции городского дока, который берет свое начало в картине Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929). Это повествование, составленное из многих городских сцен, снятых с позиции наблюдателя. Мы видим разные места и события: центральную площадь, памятник Ленину, советские праздники, крестины, проводы в армию, вручение переходящих знамен, свадьбы и смерти. Быт трансформируется в бытие: эти сцены срежиссированы так, что рождают широкие исторические, философские ассоциации.

Фильм показали на множестве фестивалей, в том числе на МКФ в Амстердаме (1988) и Мюнехене и ленинградском «Послании к Человеку».

Ветер забвения (1989)

Фильм 1989 года «Ветер забвения» — не совсем документальный, его жанр можно скорее охарактеризовать как философский арт-хаус с документальными элементами. В нем есть цельная линия повествования и герои — друзья Рубен и Олег, которые отправляются путешествие. Их цель — найти друзей, которые когда-то покинули Армению, и узнать, что заставило их искать счастье в чужих краях. Картина снята на киностудии «Арменфильм».

Возвращение поэта (2006)

Снова Армения и снова дорога. В документальном фильме «Возвращение поэта» рассказывается история путешествия каменной статуи армянского поэта и философа Дживани. Как мы уже говорили, главное в документальном кино — это точка зрения в прямом смысле, то, как режиссер смотрит на окружающее. В этом фильме взгляд режиссера как бы совмещается со взглядом мертвого (и живого — в памяти о нем, в статуе) поэта, который жил во второй половине XIX века, на 100 лет раньше самого Хачатряна. Важно в этом отождествлении и то, что Дживани родился в населенном армянами Ахалкалакском районе Грузии — там же, где и сам Хачатрян.

Фильм был показан на множестве международных кинофестивалей: в Роттердаме, Марселе, Карловых Варах, Эдинбурге, Мельбурне, Бухаресте и других.

Граница (2009)

Последний из вышедших фильмов Арутюна Хачатряна — «Граница». В нем снова выбран интересный наблюдатель — это буйволица. Она пересекает границу Армении и Азербайджана: с помощью этой странной истории режиссер запечатляет размышления об происходившем в 1990-е годы между двумя странами. Фильм поэтический и вдумчивый, несмотря на то, что является буквально документальным.

Фильм «Граница» получил большое признание: платиновая Премия REMI на WorldFest в Хьюстоне; лучший документальный фильм, МКФ в Сиракузах; лучший документальный фильм, Фестиваль стран СНГ и Балтии «Киношок», премия Дарко Братина, лучший фильм года, Киноателье, Италия — лишь некоторые из его наград.

В одном из интервью Арутюн Хачатрян так ответил на вопрос о своем методе на примере последних двух фильмов:

— Интересно, что и та, и другая киноленты почти лишены голоса героя. В одной главный герой — памятник, во второй — буйволица. Вы намеренно выбрали таких героев и лишили персонажей речи и языка?

— Для меня язык кино — это изображение, шумомузыка и монтаж. С помощью этих трех средств можно передать и рассказать любую историю. Все мои авторские фильмы почти без слов.


Источники:

princeclausfund.org

Интервью с Арутюном Хачатряном. Анна Урманцева.

armenpress.am

Обложка: zham.ru