Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Своеобразное национальное творчество композитора Григора Егиазаряна

В этот день, 113 лет назад, родился Григор Егиазарян – армянский советский композитор и педагог, народный артист СССР, создавший легендарные произведения к балетным и симфоническим постановкам и спектаклям. Кроме того, он также проработал актёром и снялся в двух фильмах («Курды-езиды» и «Алмаст»). Сегодня, в честь дня рождения Егиазаряна, редакция Армянского музея Москвы рассказывает о талантливом композиторе и его творчестве.

Список произведений Егиазаряна скромен, но это компенсируется тем своеобразием и тем качеством, благодаря которым открылись новые пути в национальном искусстве Армении и благодаря которым обогатилась армянская профессиональная музыка. Художественный мир композитора разнообразен, но, тем не менее, национален. Главной темой Егиазаряна стало тяжелое, но героическое прошлое своего народа, о котором он размышляет посредством мифического и эпического повествования, постоянно видя свой народ в тесном контакте с родной природой. Большое место в творчестве музыканта занимают различные проявления природы.

Григор Егиазарян родился в селе Блур уезда Сурмалу (Эриванская губерния), а позже вместе со своей многочисленной семьей переехал в Ереван. В раннем 9-летнем возрасте, в 1918-1920 годах он потерял всех близких и осиротел. В подростковом возрасте Егиазарян ушёл на военную службу. Композитор около семи лет был трубадуром военного оркестра. Благодаря ежедневным занятиям он стремился специализироваться в области музыки. Будущий композитор сначала изучал теорию музыки в музыкальном училище при Московской консерватории, затем в классе композиции. В 1935 году Егиазарян окончил Московскую консерваторию, где учился у российского композитора и педагога Николая Мясковского. Именно там он приобрел фундаментальные теоретические и практические знания. После окончания консерватории композитор переехал в Ленинакан, где сотрудничал с коллективом драматического театра им. Мравяна. Здесь он написал музыку для различных спектаклей – от Уилияма Шекспира до пьес молодых армянских драматургов. Театр открыл перед музыкантом широкую творческое поле. Также в Ленинакане у Григора Егиазаряна проявилась еще одна способность в сфере деятельности – педагогика.

Григор Егиазарян (слева) с Александром Ачемяном и Эдуардом Мирзояном. Фото: matyan.am

В 1938 году композитор переехал в Ереван. В эти годы он продолжал свою творческую карьеру, писал музыку для Ленинаканского и Ереванского художественных театров. Параллельно с творческой работой он развивал педагогическую деятельность в музыкальном училище имени Романоса Меликяна и Ереванской консерватории. Сначала руководил «Аранжированием», а с 1948 года – направлением «Творчество». С 1948 года композитор начал преподавать в Ереванской государственной консерватории им. Комитаса (и становится профессором консерватории с 1959 года). С 1954 Егиазарян вступил в должность ректора Ереванской государственной консерватории им. Комитаса. 

Искусству Григория Егиазаряна характерны идеологическая насыщенность, эпический дух, творческое применение народных песен в своих работах. В фортепианных пьесах, написанных им в студенческие годы, была общая «восточная» направленность. В этот сложный период поисков своего «я» и «своей Армении» на Востоке для композитора стали надежным путеводителем произведения Комитаса. В ранних работах композитора явно проявлялось мастерство владения симфоническим оркестром, у Егиазаряна уже тогда появился собственный инструментальный стиль изложения музыки. В период Великой Отечественной войны родилась симфоническая поэма «Айастан» – первое крупномасштабное произведение композитора, которое стало символом серьезных достижений в национальной симфонической музыке 40-х годов. На конкурсе, посвященном 25-летию революции, симфоническая поэма «Айастан» удостоилась первой премии. А из новых творческих достижений 50-х годов особенно важны были симфоническая картина «Аревацагин» и балет «Севан». Это было воплощение давней мечты Егиазаряна о создании музыкально-театрального дела. Несколько лет продолжалась работа композитора по созданию композиции «Раздан». В ней программная основа была более определенной и четкой. В основе произведения была заложена поэма Ованеса Шираза «Раздан». Произведение поэта послужило мощным художественным вдохновением для создания крупномасштабной симфонической композиции.

Григор Егиазарян (слева), Алан Хованнес (справа). Фото: matyan.am

Егиазарян вдохновлялся творческими принципами Александра Спендиаряна, Романоса Меликяна, но больше всего – Комитаса. Ему близко и искусство классиков русской музыки. Композитору особенно близки такие проявления, как изобразительность, выразительный и гибкий музыкальный язык. Собственная художественная позиция, самостоятельный эстетический взгляд на художественные ценности дали возможность создать национальный мир, имеющий свой собственный облик.

Подготовлено по материалам: avproduction.am, hy.wikipedia