«Певец Арарата»: Геворг Башинджагян — основоположник армянского реалистического пейзажа
Картины армянского живописца Геворга Башинджагяна, расцвет творчества которого пришёлся на рубеж XIX–XX веков, представляют собой панораму пейзажей родного края. С именем этого художника связано становление и развитие реалистической пейзажной живописи в армянском искусстве. «Замечательный поэт Кавказа, певец Арарата, Казбека, Севана. Он чувствовал величие гор, ущелий, долин, создав ряд вдохновенных полотен», — писал о Башинджагяне Мартирос Сарьян, также чувствовавший бесконечную красоту природы.
В этом материале — первом из серии, посвящённой Геворгу Башинджагяну, — рассказывается о детских годах прославленного армянского художника и его учёбе в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Следующий материал будет посвящён его становлению как самостоятельного художника и первым успехам. В основу публикаций Армянский музей Москвы взял очерк Ашота Арзуманяна «Кистью и пером» из сборника «Арагац».
Детская мечта о красках
Геворг Башинджагян родился 16 сентября 1857 года в небольшом уездном городке Сигнахи Тифлисской губернии в семье разорившегося мелкого коммерсанта. Его отец Захарий Хачатурович отдавал свой досуг занятиям поэзией: он писал стихотворения, исписывая ими свободные страницы своих счетоводных тетрадей. Большая семья рано осталась без кормильца — отец уехал в Персию, сопровождая богатых купцов в качестве переводчика, захворал и вскоре там же умер.
Осиротевшая семья впала в нужду. Основная тяжесть материальных забот легла на плечи вдовы Захария Башинджагяна — Гаянэ Мелкоевны, урожденной Кулиджановой, прозванной в Сигнахи за необычайную женственность «изящной Гаянэ».
Геворгу, старшему сыну, было тогда всего четырнадцать лет. Вместе с матерью и он взял на себя заботу о семье. Учась в уездном училище, он одновременно служил писцом в канцелярии мирового судьи, где его держали за красивый почерк, а также писал вывески для местных лавочников, получая двадцать копеек за каждую. Скудный заработок мальчика и матери, обучавшей соседских детей начальной грамоте, был единственным источником существования семьи. Младший брат будущего художника Сергей Башинджагян, впоследствии видный учёный-агроном, писал в своих воспоминаниях об этих годах жизни семьи: «Нашим основным питанием был хлеб с сыром, а когда последнего не было, то хлеб с луком или со слабым кисленьким вином, — хлеб мочили в вине и так ели. О молоке и сливочном масле мы и понятия не имели, а яйца ели только в пасхальные дни».
Любовь и способность к рисованию у Геворга обнаружились рано. Свои первые рисунки он делал в тетрадях, оставшихся после смерти отца. Не ограничиваясь этим, он стал разрисовывать стены дома, изображая платяной шкаф, этажерки для книг и прочие предметы домашней обстановки, которых не было в убогом жилище, и при этом достигал большого сходства с натурой. Однажды он изобразил на стене у дверей вешалку столь натурально, что гости, принимая гвозди за настоящие, пытались повесить на них свою верхнюю одежду и головные уборы и очень удивлялись тому, что они падали на пол.
Давней мечтой Геворга были краски. За их неимением он пускал в ход чернила, синьку, охру. И вот однажды мечта сбылась. В Тифлисе жил родственник Геворга Александр Кулиджанов. Знавший о пристрастии мальчика к живописи, он прислал ему ящичек акварельных красок.
Новая цель. Академия художеств
Начальное художественное образование Геворг Башинджагян получил в школе рисования Кавказского общества поощрения изящных искусств в Тифлисе. Там он учился с августа 1876-го по июнь 1878 года. Обучение было бесплатное, но надо было содержать себя и помогать семье. Занятия в школе были вечерние, и это дало Геворгу возможность поступить писцом в Тифлисскую судебную палату. Через некоторое время мать с остальными тремя сыновьями также перебралась в Тифлис, где вся семья поселилась в одном из отдалённых кварталов, сняв комнату в подвальном этаже.
В школе рисования Геворг Башинджагян получил хорошую подготовку. Его учителями были художники Буров, Колчин, Лонго и скульптор Ходорович, уделявшие много внимания юноше, отличавшемуся своими дарованиями и большим прилежанием. В свидетельстве, выданном школой Башинджагяну при её окончании, было сказано: «Успехи всегда оказывал более, нежели удовлетворительные, а по последним испытаниям в успехах значится первым и подаёт несомненные надежды к дальнейшему усовершенствованию и продолжению курса в Академии».
Учёба в петербургской Академии художеств, единственном в то время в России высшем художественном учебном заведении. О чём ещё мог мечтать молодой Башинджагян?! Из её стен вышли такие мастера, как Карл Брюллов, Александр Иванов, Иван Айвазовский. На пути к этой цели не обошлось и без препятствий. Для жизни и учёбы в Санкт-Петербурге нужны были хотя бы минимальные средства. Геворг начинает писать копии с картин известных мастеров, пишет декорации для фотографов. Отложив таким способом небольшую сумму на первое время, Башинджагян летом 1878 года едет в Санкт-Петербург.
Геворга Башинджагяна ждало поступление в Академию художеств — он начал готовиться по общеобразовательным предметам и к испытаниям по рисованию. А кроме учёбы, ещё надо было добывать средства к существованию. Стремление и упорство Геворга приводят его к цели. Через год по приезде в Санкт-Петербург он сдаёт приёмные экзамены и поступает в Академию. Было это в августе 1879 года, а в сентябре уже начались занятия.
Всё свободное от занятий время Геворг Башинджагян проводил, изучая богатейшие собрания Академии художеств и Эрмитажа, где хранились лучшие произведения русских и иностранных мастеров. Он делал копии с картин великих художников, близко знакомясь с техникой работы прославленных живописцев.
В Академии художеств Геворг Башинджагян учился в головном, фигурном и натурном классах, пробовал свои силы в различных жанрах живописи, но окончательно утвердился в пейзажном жанре. Его учителем в области пейзажа был известный художник-пейзажист Михаил Константинович Клодт, руководитель пейзажного класса Академии, многое сделавший для своего ученика в деле овладения им техникой живописи.
Большое влияние на молодого художника оказал Иван Айвазовский, с которым Башинджагян не раз встречался, пользуясь приглашением великого мариниста бывать у него в мастерской и присутствовать во время его работы над картиной.
Много лет спустя, в 1900 году, уже признанный художник Башинджагян писал об этом в статье-некрологе об Айвазовском. Он вспоминал, что двери мастерской замечательного мариниста были всегда и для всех открыты. Обращавшимся к нему за советом молодым художникам он всегда прямо высказывал своё мнение, не скрывая его, если даже оно должно было огорчить, порицал за дурное, хвалил за хорошее. Башинджагян говорил, что и ему выпало счастье быть в числе очень многих художников, обязанных и признательных Айвазовскому.
В летние месяцы Геворг Башинджагян возвращался домой в Тифлис и Сигнахи. Он разъезжал по окрестным местам, внимательно изучал природу, делал карандашные наброски, писал этюды. Художник принимал деятельное участие в спектаклях, организуемых студенческими любительскими кружками, сам очень удачно выступал в комедии Габриэла Сундукяна «Пепо», исполняя роль Гико.
Студенческие годы Башинджагяна протекали в бедности и нужде. Он вынужден был учиться и одновременно зарабатывать на жизнь, так как неоткуда было ждать помощи. Он был на втором курсе, когда его постигло страшное горе — умерла мать, к которой он питал нежную любовь. Геворг принял на себя попечение о самом младшем брате Сергее, которому исполнилось всего двенадцать лет, взял его с собой в Санкт-Петербург и помог ему получить образование.
Весной 1883 года Геворг Башинджагян, проникнутый очарованием северного пейзажа, пишет свою первую крупную работу «Берёзовая роща», удостоенную серебряной медали. Уже здесь сказалась та черта, которая характерна для искусства Башинджагяна: целостное восприятие природы, стремление дать её образ, создать картину, то есть завершенное произведение с продуманной композицией, строгим рисунком, проработкой деталей, правдивым цветовым соотношением.
Четыре года жизни и целеустремленной учёбы в столице вооружили молодого художника обширными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для самостоятельной художественной деятельности. Он успел полюбить Санкт-Петербург, который называл своей второй родиной, полюбил природу севера, которую он впоследствии не раз воспроизводил на холсте.
Плохое состояние здоровья и тяжёлые материальные обстоятельства вынудили Башинджагяна расстаться с Санкт-Петербургом, и, не закончив полностью курса академического образования, он возвращается на Кавказ.
Источник: Ашот Арзуманян. «Арагац». — Москва : «Советский писатель», 1979.
На обложке: картина Геворга Башинджагяна «Арарат и река Аракс», 1908 ǁ gallery.am.