Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Теория «разноцветных солнц» Георгия Якулова: о роли цвета в искусстве разных культур

Живописец Георгий Якулов считается одним из представителей авангарда «новой эпохи», хотя никогда не относил себя к какому-либо художественному течению. Особое видение цвета, экспрессивная направленоость и своеобразное философское мировоззрение делают его произведения неповторимыми. Подробнее о теоретических идеях художника и его взглядах на творчество рассказала искусствовед Рузанна Лазарян специально для Армянского музея Москвы.

Георгий Якулов родился в 1884 году в Тбилиси, в многодетной армянской семье адвоката Богдана Якуляна. Уже в раннем возрасте будущий художник отличался своим дерзким, вызывающим поведением. Но вскоре светлому детству пришел конец: умер отец мальчика, оставив все заботы на хрупких плечах своей жены. Овдовевшая Сусанна Артемьевна спустя недолгое время решилась переехать с детьми в Москву. Несмотря на огромное горе и финансовые трудности, мать живописца отлично справлялась с художественным воспитанием своих детей, за что Георгий был ей благодарен до конца дней. Однако это вовсе не привело к угасанию горячего темперамента Якулова.

Георгий Якулов, 1901. Из личного дела студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Фото: dom10.bulgakovmuseum.ru

В 1893 году, мальчик поступил в гимназию при Лазаревском институте восточных языков, но через некоторое время был отчислен «за неумение подчиняться условиям гимназийской жизни». А уже после, когда Якулов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он вовсе не ходил на занятия, считая это «навязыванием чужого вкуса». По его мнению, академическое образование часто сковывает творца, не давая полностью выразить свои эмоции и развить потенциал. Главной целью хорошего художника должно быть не овладение чужой, пусть и классической техникой, а умение самовыразиться и найти свой собственный путь.

Так как после отчисления Якулов потерял право на отсрочку военной службы, его отправили сначала в один из кавказских полков, а потом уже, с началом русско-японской войны – в Манчжурию. Именно там и формируется новое художественное мышление живописца, несмотря на неспокойнее время. Причиной смены восприятия стали невысокие волнистые холмы, общее спокойствие, которое часто нарушалось буйными тайфунами и голубое небо, умиротворяющий цвет которого распространялся на весь пейзаж. Так и возникла теория «разноцветных солнц» Якулова.

Георгий Якулов. Слева: Монте-Карло, 1913. Справа: Перед зеркалом, 1920. Национальная галерея Армении

Георгий Якулов – теоретик искусства

Повышенный интерес к восприятию цвета, в первую очередь, был связан с влиянием авангарда, с экспериментальностью, когда протаренная дорога классиков уже не устраивала новое поколение любопытных мастеров кисти. Каждый стремился к новому пониманию цвета, формы, и окружающего мира в целом. Одной из таких попыток считается своеобразная теория Якулова, по мнению которого, каждый город, страна имеет свое собственное «солнце»: «Поскольку жизнью управляет солнце, а солнце есть цвет, то и экраном искусства управляет цвет». И именно последнее становится визуальным индикатором народного восприятия, мировоззрения.

Теория Якулова становится более понятной при сравнении Китая и Кавказа: воздушная легкость и простота китайских пейзажей с волнистыми холмами, которые входят в резкий контраст с величественными кавказскими горами, их титаническим могучеством. «Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, а Индии желтое, то, очевидно, солнце есть та сила, которая движет культуры, как планеты вокруг себя, сообщая каждой из них ее собственный ритм — характер движения, темп — скорость этого движения и общий путь по своей орбите», — писал Якулов.

Георгий Якулов. Бар, 1909. Государственная Третьяковская галерея

Следующее важное замечание художника уже связано с фактором индивидуальности и коллективизма, которое находит место в искусстве. По мнению Якулова, художник, который якобы стремится к выражению исключительно своих чувств, этим потакая законам индивидуализма, на самом деле лжец, потом что ни один мастер не может творить вне рамок своей эпохи, не будучи под ее влиянием. Самое прекрасное, что существует в истории всемирной культуры – это коллективное творчество, к которому относятся мифы и легенды. Однако любое художественное произведение частично носит этот коллективный, общечеловеческий элемент. Например, «Джоконда» Леонардо Да Ванчи, которую Георгий Якулов считал сфинксом Флоренции. Отсюда вытекает следующее утвержение художника: искусство не должно ограничиваться формальной передачей действительности, оно должно оставаться тайной, «сфинксом», неразгаданной сущностью вещей.

В своих работах Якулов пытался сочетать европейскую формальность с восточной символичностью. Художник осознавал, что восточной бескрайней мудрости, острому, своеобразному восприятию не хватало европейской систематизированности. И именно поэтому Восток в минуты общего разочарования и упадка всегда был в центре внимания Европы. Он всегда оставался глотком свежего воздуха, бездонным кладезем вдохновения.

Слева: Георгий Якулов, Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин, 1919. Фото: feb-web.ru. Справа: сборник «Золотой кипяток», 1921. Фото: dom10.bulgakovmuseum.ru

Следующий важный тезис связан с формой и содержанием. Во второй половине XIX века многие художники осознали, что искусство постепенно превращается ремесленничество, поэтому попытались решить эту проблему новыми художественными методами. По мнению Якулова, форма и ее совершенство – лишь средство для передачи внутренней сущности явления, предмета. Когда это средство становится целью, «художник превращается  в  игрока  и  пьяницу,  нарушая  гармонию между мыслью и чувством». Потому что техника, ремесленничество ограничено в своих возможностях, это лишь способ для передачи более высокого – истин и тайн. Художник всегда должен держать это равновесие между внутренним содержанием и внешней формой, мыслью и чувством. Такое чрезмерно глубокое понимание искусства делает Якулова истинным ценителем и знатоком, потому что при создании любого произведения художник проходит по натянутому канату бурлящих, неконтролируемых чувств и желаний, пытаясь их обуздать строгими формами искусства.

Самое увлекательное, что вся эта теория, сопряженная с оригинальными мыслями, была разработана художником без систематического художественного образования. Последнее и доказывает его одаренность и аналитическое мышление. Одним из наиболее известных произведений Якулова считается картина «Скачки», где ярко отражено восточное линейное понимание объектов и легкая цветовая гамма. И в суматошном движении толпы художник проводит параллель с китайским тайфуном: эта интересная взаимосвязь раскрывает внешную схожесть между природой и созданными человеком вещами.

Георгий Якулов. Скачки, 1905. Государственная Третьяковская галерея

Таким образом, Георгия Якулова можно считать не просто талантливым художником, а истинным ценителем искусства, обращение которого к различным философским темам удивляют своей глубиной и оригинальным построением.

Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использован портрет Георгия Якулова художника Петра Кончаловского, 1910. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи