Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Гаянэ Хачатурян: «Стремлюсь, чтобы моя живопись была жизнеутверждающей»

Гаянэ Хачатурян — армянская художница, известная своими полотнами магического Тифлиса. Её талант отмечали многие художники, режиссёры и деятели искусства. Мартирос Сарьян считал, что картины Гаянэ раскрывают её удивительный внутренний мир и захватывают зрителя. А Сергей Параджанов, открывший имя художницы широкой общественности, говорил: «Гаянэ — шаманка, оракул, глашатай непознанных стыков цвета и пластики, она сама — колдовство».


Гаянэ Хачатурян родилась 9 мая 1942 года в Грузии. С самого детства она была окружена искусством. Отец художницы, Левон Хачатурян, был ремесленником, а мать, Асмик Калантарова, преподавала музыку. Интерес к рисованию возник у девочки ещё в школе: она часами сидела над картинами. Талант дочери родители развивали, поэтому после школы для девочек отдали её в художественную школу имени Якоба Николадзе. Там она училась с 12 и до 16 лет. Гаянэ Хачатурян вспоминала, что в день могла рисовать одновременно пять работ, к которым потом возвращалась снова и снова. Такой подход сохранялся у неё и в дальнейшем.

Картина Гаянэ Хачатурян. Источник

Яркие полотна достаточно скоро заметили другие художники, пользовавшиеся авторитетом. В 1962 году с ней познакомился Александр Бажбеук-Меликян, поддерживающий дарование Гаянэ на первых порах. Когда стиль Гаянэ Хачатурян уже был узнаваемым, её картины заметил Мартирос Сарьян.

Он говорил: «Искусство – голос природы, который передается через человека. Если человек будет жить в согласии с самим собой, его искусство будет убедительным и чувственным. Благодаря этому качеству полотна Гаянэ Хачатурян пленяют зрителей, передавая нам её индивидуальный внутренний поэтический мир».

Гаянэ Хачатурян. Источник

Гаянэ Хачатурян принадлежала к поколению художников, работающих в направлении магического реализма. В 1960-е годы её полотна понимали не все, ведь её стиль не был похож ни на что остальное в армянском искусстве. Внутренняя свобода двигала художницей, поэтому она всегда следовала своему голосу и оставалась верной тем образам, которые создавала.

Гаянэ Хачатурян и Сергей Параджанов. Источник

Через несколько лет она познакомилась с режиссёром Сергеем Параджановым, который не только оценил её визуальный язык, но и стал близким другом, открывшим её картины широкой общественности. Параджанов считал Гаянэ самой значимой художницей ХХ века, чьи работы должны выставляться по всему миру. Несколько раз режиссёр пытался устроить выставку в Москве и в Ереване, но часто это не получалось реализовать. Сергей Параджанов говорил ей: «Гаянэ, очень трудно быть художником, но у тебя столько удивительных сил. Я в тебя верю». В 67 году режиссёру удалось организовать только неофициальную выставку работ Гаянэ в Ереване. Хотя её дар ценили многие деятели искусства, видение художницы не было актуальным за пределами круга советской интеллигенции. В искусстве главенствовал социализм, поэтому магический реализм не пользовался спросом.

Гаянэ Хачатурян и Сергей Параджанов. Источник

Позже Гаянэ Хачатурян скажет: «Я всегда стремилась показать свой мир, мир магического реализма, но болезни и нервы истощили мои силы, моё здоровье. Скоро Венецианское Биеннале, я знаю, что когда выставят мои холсты и графики, они принесут мне большой успех, тот незаслуженный успех, который выпал мне перед моей смертью, но мне это всё уже безразлично, поскольку я сама не считаю свои картины шедеврами».

Картина Гаянэ Хачатурян. Источник

Хотя себя она гением не считала, её яркие картины магического Тифлиса интересовали людей искусства. Полотна стали собирать известные деятели, которые стали не просто коллекционерами, но и друзьями Гаянэ Хачатурян. Это Андрей Тарковский, Мераб Мамардашвили, Тонино Гуэрра, Владимир Спиваков, Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Михаил Туманишвили, Отар Иоселиани, Ллойд Вебер, Чарли Чаплин, Нино Рота, Гия Канчели, Йоко Оно и многие другие. Каждый знал, что в Грузии обязательно надо посетить Гаянэ Хачатурян и увидеть её работы.

Гаянэ Хачатурян. Источник

Художница говорила: «Стремлюсь, чтобы моя живопись была жизнеутверждающей, не люблю бескровного, наносного. Хочется, чтобы везде была жизнь, пусть порою изведанная лишь мною, но всегда — жизнь». Вероятно, именно это и захватывает зрителя, который разглядывает произведения Хачатурян.


На обложке — Гаянэ Хачатурян и Сергей Параджанов. Источник