Путешествие Эллен Бузанд: от Сардарапатской битвы до Ереванской центральной тюрьмы
Эллен Бузанд (Стамбольцян) — писательница и учительница, которая не только опубликовала несколько романов, но участвовала в сражениях и работала на благо Первой Республики Армения, за что почти год провела в большевистской тюрьме. «Я не хочу и не выйду замуж. Я пойду в школу, потом в университет. Я стану учительницей и научу всех девушек не торопиться выходить замуж. Сначала нужно получить образование, чтобы мы могли помочь нашей нации», — говорила девушка. Публикуем перевод материала Арпине Ароян о невероятном жизненном путешествии бесстрашной Эллен Бузанд.
Настойчивый ребенок
Эллен Бузанд (Егисапет Стамбольцян) родилась 3 апреля 1895 года в Александрополе (современный Гюмри) в семье Шогакат и Мартироса Стамбольцян. Ее отец, родом из Константинополя, был известным портным, который специализировался на пошиве обмундирования для высокопоставленных офицеров. После рождения Эллен ее семья переехала в Карс (тогда входивший в состав Российской империи), где она провела все свое детство.
Эллен выросла в семье, где высоко ценилось образование. Ее отец, Мартирос Стамбольцян, был образованным человеком. Он знал классический армянский язык (грабар) и был известен как нарекагет (человек, который понимает и может интерпретировать «Книгу плача» Григория Нарекатина). Дядя Эллен, Хорен Стамбольцян, окончил Геворкянскую семинарию в Эчмиадзине и был уважаемым педагогом и священником.
Эллен, или Егсо, как ее называли родственники и друзья, отличалась от своих сверстников еще в раннем детстве. В то время, когда другие девочки занимались домашними делами, такими как шитье и готовка, Егсо читала книги. Сестра Эллен, Рипсиме, писала в своих мемуарах, что Егсо всегда была на шаг впереди всех. Она вспоминала, как та говорила: «Я не хочу и не выйду замуж. Я пойду в школу, потом в университет. Я стану учительницей и научу всех девушек не торопиться выходить замуж. Сначала нужно получить образование, чтобы мы могли помочь нашей нации». Эллен тоже была патриотичным ребенком — все ее цели и мечты были связаны с развитием Армении как независимого государства и процветанием ее народа.
В начале 1910-х Эллен Стамбольцян окончила местную среднюю школу, но в русскую гимназию в Карсе поступать отказалась — ее мечтой было учиться в школе Овнанян-Марьямян в Тбилиси и получить образование на армянском языке. Несмотря на то, что мать боялась отправлять дочь-подростка в другой город одну, Эллен нашла способ осуществить свою мечту. Она всегда хотела стать писательницей, и ничто не могло помешать ей получить необходимые знания. Сначала она тайно отправила заявление в школу Овнанян-Марямян и даже подготовила план побега из Карса. Эллен собрала все свои вещи и спрятала их в доме подруги, чтобы в любой момент иметь возможность сбежать. Однако девушке повезло больше, чем она полагала! Семья ее старшей сестры решила уехать в Тбилиси по медицинским показаниям, и родители Эллен разрешили ей присоединиться к ним и поступить в школу Овнанян-Марьямян.
Приехав в Тбилиси, Эллен узнала, что подала заявление в школу слишком поздно. Но она не стала сдаваться. Девушка пошла в школу Гаянян, сдала вступительный экзамен и поступила. Впрочем, Эллен не забыла и о школе Овнанян-Марьямян. Она постоянно ходила туда и спрашивала о наличии свободных мест. Шесть месяцев спустя Эллен наконец поступила в школу своей мечты. Вскоре люди заговорили о молодой и настойчивой девушке из Карса, которая посвятила себя учебе и образованию. Однажды графиня Мариам Туманян попросила девушку навестить ее — этот особенный день навсегда изменил жизнь юной Эллен.
Жизнь с Туманянами
В начале XX века Мариам Туманян была одной из известнейших фигур Закавказья. Она покровительствовала многим армянским интеллектуалам и активно занималась продвижением образования и занятости девочек. Графиня — выпускница Гаянянской школы — услышала о юной Эллен и решила предложить ей работу репетитором армянского языка для своих младших детей. Она знала, что Эллен из Карса и ей нужна работа, чтобы прокормить себя. После знакомства с графиней Эллен с радостью согласилась взяться за работу. На следующий день она переехала в дом Туманяна и начала путешествие в мир аристократии и интеллигенции того времени.
В 1960-х Эллен написала 87-страничные мемуары, посвященные Мариам Туманян и ее жизни в их семье. Графиня, активно участвовавшая в общественной жизни, была преданной матерью и воспитательницей. Она не жалела сил, чтобы предоставить наилучшие возможности для своих детей и Эллен. «Графиня хотела, чтобы ее дети познавали жизнь не только через книги, но и через свое окружение. Однажды она повела нас в известную чайхану и кафе «Анинян» в Тбилиси (на площади Ереваняна), при которой была пекарня. Мы видели, как мужчины и женщины в белых одеждах пекли разные сладости и конфеты, складывали их в иллюстрированные коробочки и перевязывали ленточками для продажи», — писала Эллен Бузанд в своих воспоминаниях. «Тебе нравится шелковая одежда? Тогда вы должны знать, как производится шелк», — говорила графиня Туманян Эллен и ее детям.
В своих мемуарах Эллен также вспоминала интеллектуальные встречи, которые проводились в доме Туманяна. Она встречала писателей Казароса Агаяна, Ованеса Туманяна, Александра Ширванзаде и многих других. Однажды она увидела и Комитаса Вардапета, который сидел за роялем и играл мелодию из оперы «Ануш», которая была написана по заказу Мариам Туманян, но так и не была закончена.
Графиня Туманян всегда поддерживала мечту Эллен стать писательницей. Она продолжала говорить ей, что звания учителя недостаточно. «Иди в университет. Нам нужны образованные девушки, чтобы мы не отставали от других народов… Грузины, русские. Почему бы не иметь армянских девушек в университетах?» — умоляла графиня.
Во время летних каникул Эллен вернулась в Карс и проводила время тем, что мотивировала и обучала девочек. Она также подружилась с молодым Егише Чаренцем, который жил на соседней улице. Они встречались, делились своими сочинениями и давали друг другу советы.
Из университета на поле боя
В 1916 году Эллен окончила школу Овнанян-Марямян и переехала в Ростов-на-Дону, чтобы продолжить получать образование. Она начала посещать юридические курсы в Варшавском университете, который переехал в Ростов-на-Дону из-за Первой мировой войны. Помимо учебы, она также работала с армянским юристом Григором Чалхяном и учила его детей армянскому языку. В этот период Эллен Бузанд стала членом Армянской революционной федерации (АРФ). Вскоре началась Октябрьская революция, и Эллен переехала в Ереван. По прибытии она решила отправиться на передовую и участвовала в Сардарапатском сражении. В нескольких газетных статьях, опубликованных в Асбарезе, Хараче и Хайренике, говорится о том, как Эллен, девушка с бесстрашным духом, мотивировала солдат своими патриотическими речами на поле боя.
После создания Первой Республики Армения в 1918 году Эллен стала секретарем парламента Армении, который собирался в переоборудованном театре в Ереване на месте, где сегодня стоит Театр музыкальной комедии имени Пароняна. В 1919 году, после армяно-турецкой войны, город Карс был возвращен Республике Армения, и 24-летней Эллен поручили реформировать рабочие союзы в окрестностях Карса.
Однако ее деятельность в Первой республике длилась недолго. В 1920 году большевики взяли под свой контроль Армению и начали угрожать и сажать в тюрьмы членов и сотрудников распущенного парламента, а также членов Армянской революционной федерации. Эллен была среди них.
Эллен — политическая заключенная
В ноябре 1920 года за Эллен пришли большевики. Она была арестована и доставлена в Ереванскую тюрьму Всероссийской чрезвычайной комиссии, а затем в Ереванскую центральную тюрьму, где находилась вплоть до Февральского восстания 1921 года.
Во время своего заключения Эллен стала свидетельницей ужасного обращения большевиков с заключенными. Позже она написала мемуары под названием «Армянские женщины в ереванской тюрьме ВЧК», в которых описала жестокую реальность тюрем 1920-х годов. Во вступлении Эллен отметила, что существует много воспоминаний о массовых заключениях в период советизации Республики Армения, однако ни в одном из них не говорится о заключенных женщинах. Это побудило ее написать мемуары, которые позже были опубликованы в 1960-х годах в армяноязычной ежедневной газете АРФ «Айреник» в Бостоне.
Эллен провела в тюрьме три месяца. В какой-то момент ее отвели в комнату для допросов, где она отказалась говорить по-русски. В своих воспоминаниях она пишет, что милиционер сказал: «С вами говорят по-русски, вы должны отвечать по-русски. Я уверен, что вы знаете язык». Ответ Эллен был непоколебим: «Официальный язык Республики Армения — армянский. Мы имеем право говорить по-армянски. Если вы не знаете государственного языка, пожалуйста, приведите переводчика». Допрос продолжался. Эллен сказали, что все женщины из АРФ отказываются говорить по-русски. Она писала, что не боится большевистских чиновников и всем сердцем верит, что АРФ сможет взять власть в свои руки и освободить страну.
После перевода в тюремную камеру Эллен обнаружила, что там также находятся некоторые из ее приятельниц. В своих воспоминаниях она пишет, что одни из них работали в парламенте, другие были родственницами членов АРФ. Были даже беременные женщины и девочка-подросток. Условия в тюрьме были ужасающими. Не хватало места для сна, заключенных не обеспечивали едой, приходилось просить родственников, вспоминала Эллен.
Среди заключенных был первый премьер-министр Первой Республики Армения Ованес Каджазнуни. Эллен написала, что для нее было честью находиться в одной тюрьме с ним. Но лучше всего ее уважение выразил подарок, который она сделала ему в тюрьме. «Итак, это было 13 января. Мы помнили, что это были именины у семи имен (Ованес, Мкртич, Карапет и т.д.). Мы выбрали лучшую еду из той, что мы получили. Мы собрали все в большой пакет и передали его одному из охранников с просьбой отнести его в мужское отделение тюрьмы и передать премьер-министру Ованесу Каджазнуни, который праздновал свои именины. Мы так и не узнали, получил ли он его».
Самым травмирующим опытом в тюрьме было то, как обращались с заключенными. Несколько женщин, не совершивших никаких преступлений, были вынуждены выживать в тюрьмах только потому, что их мужья или братья были представителями в правительстве Первой республики. «После полуночи мы услышали громкий крик возле нашей двери, как будто упало что-то тяжелое. Были слышны звуки мужских ругательств, а затем… „Нам не нужно никаких игр! Вставай!“ Мы выпрыгнули из кожи — это был женский крик. Дверь открылась. Двое мужчин несли кого-то и безжалостно швырнули на кровать рядом с дверью. Другой мужчина принес пакет и положил его рядом с ней. Они вышли из комнаты, хлопнув дверью, не сказав ни слова. Пакет подавал признаки жизни — он издавал звуки. Женщина была в истерике, она непрерывно кричала: „Мой малыш! Мой ребенок!“ Это была Манушак, жена депутата Акопа Тер-Акопяна, а в пакете был ее ребенок, которому всего несколько дней от роду… Женщина была неодета — ее вытащили из постели… Пока я жива, я никогда не забуду этого случая. Это было лицо коммунистического унижения, которое, наверное, видели только мы: взять в заложники новорожденного ребенка, чтобы найти его отца, которого разыскивает полиция».
Проведя несколько недель в Ереванской тюрьме ВЧК, Эллен вместе с другими женщинами перевели в Ереванскую центральную тюрьму. Как она вспоминала, там снова было много членов АРФ, а также представителей власти, которых она знала лично. В начале февраля 1920 года, проведя несколько недель в центральной тюрьме, Эллен и ее товарищи-заключенные заметили, что происходит что-то странное: в здание въезжало и выезжало множество грузовиков, и раздавался странный шум, который не прекращался. Однажды вечером министр труда Первой Республики Армения Варос Бабаян предупредил их, чтобы они были осторожны в наступающую ночь. «Что должно было случиться той ночью, о чем мы должны были знать и как нам проявить осторожность? … Мы ждали чего-то неизвестного, и эта неопределенность мучила нас».
Около двух дней Егисапет чувствовала, что что-то происходит, хотя не знала, что именно. 18 февраля она проснулась от шума и, как только попыталась понять, что произошло, услышала крики мужчин: «Освободите женщин, освободите женщин…». Сначала она подумала, что турки вошли в Ереван, и армянские мужчины, даже коммунисты, поспешили освободить армянских женщин. Вскоре двери тюремных камер открылись, и Эллен вместе с сотнями других политзаключенных была освобождена членами АРФ. Это было Февральское восстание, восстание сил АРФ против коммунистической власти. Они уже освободили Эчмиадзин, Гарни, Аштарак и Раздан. Настала очередь Еревана. «На территорию тюрьмы вошли армяне: мужчины, женщины, молодежь, дети, сасунцы в национальной одежде. Они обнимали и целовали друг друга и заключенных … Когда мы подошли к зданию парламента, трехцветный флаг уже развевался. Это было 18 февраля … К сожалению, мы вкусили свободы ненадолго. Битва должна быть продолжена, и она продолжается по сей день. И бессмертным символом этой борьбы является национальный флаг».
Поздние годы и литературная карьера
После освобождения Эллен отправилась на передовую в Гамарлу (современный Арташат) и пробыла там около года. В этот период она познакомилась с молодым Онником Кутукяном (Киликеци) — студентом-медиком и врачом-добровольцем на фронте. Они поженились и переехали в Иран, где прожили около пяти лет. В Иране у них родилось двое детей: Анаит и Бено. В 1929 году вся семья переехала в Альфорвиль, Франция.
К тому времени Эллен уже публиковала статьи и короткие стихи в различных газетах, таких как ежемесячная газета «Размик» в Ереване, журнал «Гегарвест» в Тбилиси и газета «Армянская община» в Ростове-на-Дону. Однако активная литературная деятельность Егисапет началась уже после ее переезда во Францию.
В 1930-е годы она решила писать под псевдонимом Эллен Бузанд. Находясь во Франции, Эллен публиковала свои статьи в газете «Арач». Кроме того, она была избрана председателем Армянского общества помощи и стала активным членом армянской общины. Казалось, Эллен наконец смогла плыть по течению жизни и сосредоточиться на своей литературной карьере. Но жизненные сложности не утихали.
В 1940-х дочь Эллен, Анаит, умерла в очень юном возрасте. Эллен, будучи женщиной, воевавшей на передовой и проведшей месяцы в тюрьме, продолжала свою деятельность, несмотря на боль и травму в сердце. В 1944 году в издательстве «Аракс» во Франции вышла ее первая книга «Страж» (по-армянски — «Паак») — сборник романов. В этот же период в Румынии вышла ее детская книга «Костяшки Ваагна» (Vahagni Vegere). Помимо писательства, она также вызвалась помогать городу Альфорвиль во время Второй мировой войны, за что была награждена муниципалитетом специальной медалью за вклад во Францию. В 1958 году умер муж Эллен, Онник Кутукян, и она решила переехать в Лос-Анджелес, чтобы жить со своим сыном Бено.
В 1960 году Эллен пригласили в Иран читать лекции и выступать перед армянскими общинами в разных частях страны. Согласно газетным статьям того времени, ее визит стал большим праздником для иранских армян. Во время этого визита иранские армяне решили опубликовать романы Эллен. Как она пишет в своей краткой биографии, эта поездка принесла ей необходимое утешение после смерти мужа.
Позже, в 1960-х годах, издательство «Алик» в Иране опубликовало главные романы Эллен «Новая женщина» («Нор кин» на армянском языке) и «Карс и брат Аршо» («Карс ев ехбайр Аршон» на армянском). Некоторые из ее произведений также были опубликованы в Бейруте. Большинство романов Эллен Бузанд посвящены женским проблемам и расширению прав и возможностей женщин. Считается, что она была одной из первых армянских писательниц, написавших об армянских женщинах, и их стремлении к любви и физической близости.
Судьба была жестока к Эллен Бузанд. В 1965 году умер ее маленький сын Бено, который только что женился. Эллен осталась совсем одна. Ее сестра Рипсиме, которая тоже жила в Лос-Анджелесе с мужем, решила взять ее к себе домой.
Несмотря на все травмы и боль, Эллен продолжала быть активным членом армянской общины Лос-Анджелеса. Она писала романы и статьи для «Хайреник». Среди ее последних публикаций — поэма «Саре Брбче», посвященная армянским фидаи. 15 января 1970 года Эллен Бузанд умерла в возрасте 75 лет.
Эллен Стамбольцян, или Эллен Бузанд, написала несколько дневников и воспоминаний о своей жизни, которые до сих пор остаются неопубликованными и находятся в архивах Литературно-художественного музея им. Егише Чаренца. Она была активным членом Армянской революционной федерации и может считаться одной из самых важных фигур Армении двадцатого века. Можно только представить, сколько еще нерассказанных историй и важных подробностей скрыто на страницах этих дневников…
Источник: Arpine Haroyan — EVN Report