Творчество Эдуарда Исабекяна: портреты, пейзажи и исторические полотна
14 лет назад, 17 августа 2007 года, не стало Эдуарда Исабекяна – одного из самых известных и уникальных художников в истории армянского искусства. Сегодня редакция Армянского музея Москвы рассказывает о талантливом живописце и вспоминает его работы.
Эдуард Исабекян получал образование с 1927 по 1931 год в Ереванском техникуме «Гегард». После обучения он иллюстрировал газеты «Поинер канч», «Советакан Айастан», «Авангард» и так далее. Затем Исабекян поступил на графика и живописца в Тбилисскую Художественную академию. Во время Великой Отечественной войны художник вместе с Наири Зарьяном и Согомоном Таронцем отправился на фронт для сбора художественных работ, а также материалов об армянской дивизии. В 1941 году Исабекян становится членом Союза Художников Армении, с 1943 по 1945 год преподает в художественном техникуме имени Паноса Терлемезяна, а затем начинает работать в Ереванском Художественно-Театральном институте.
Исабекян экспериментировал с разными техниками и жанрами: рисовал портреты, пейзажи, писал исторические и композиционно-тематические картины. Художнику свойственны принципы романтизма, реализма и импрессионизма. Объединяя все эти черты в своих произведениях, Исабекян создает собственный стиль и художественную особенность. В первых работах Исабекяна прослеживается влияние французских живописцев Теодора Жерико и Эжена Делакруа: армянский художник взял от них «динамику» и интересные резкие сочетания цветов.
Эдуард Исабекян – мастер исторической живописи. События прошлого и настоящего он передавал зрителю через холст. Работы живописца этого жанра наполнены историзмом, патриотизмом, героизмом и безмерной любовью к своей родине, они прибавляют сил и уверенности армянскому народу. Из «исторических» картин Исабекяна можно отметить «Вхождение 11-ой армии в Ереван», «Ответ Азкерту», «Красное утро». Однако, как уже упоминалось, Исабекян с самого начала карьеры экспериментировал с техникой. Таким образом, первые работы живописца более обобщенные, абстрактные, как в работе «Вхождение 11-ой армии в Ереван» 1940-го года, а «Ответ Азкерту» 1960-го года – уже более точное, многофигурное произведение.
Картины Эдуарда Исабекяна «Вхождение 11-ой армии в Ереван» (1940), «Ответ Азкерту» (1960), «Красное утро» (1970). Национальная галерея Армении
Пейзаж – важная часть творчества Исабекяна. С его помощью художник будто призывал людей наконец начать замечать красоту вокруг себя, даже в самых маленьких и скрытных уголках родной природы. В этом жанре Эдуард Исабекян создавал максимально «живые» картины. Среди них: «Оровел. Горная вспашка», «Свадебное шествие из Кохба в Игдир», «Пикник», «У берега Аракса» и другие. Пейзажи Исабекяна, как и историческая живопись художника, обладают ярко выраженной и насыщенной цветовой палитрой, а также техникой иллюстрации.
Пейзажи Эдуарда Исабекяна. Национальная галерея Армении
Достаточно своеобразно портретное творчество Эдуарда Исабекяна. Художник писал портреты своих родственников, знакомых и знаменитостей: «Портрет моей матери», «Старик из Мартуни», «Портрет Аксел Бакунц» (совмещение портрета с пейзажными элементами), «Автопортрет», групповой портрет «Панихида в Игдире». В них Исабекян акцентировался не столько на внешнем образе, сколько на внутреннем мире героя и выражении человеческой души посредством изображения человека на холсте. Произведение «Портрет моей матери» 1944-го года некоторые считают одной из лучших картин национального портрета в реалистическом жанре. Образ милосердной, простой, доброй изнутри женщины выражается в скромной цветовой палитре, а взгляд героя произведения только подтверждает это суждение. Также нельзя оставить без внимания «Портрет Арпеник Налбандян». Эдуард Амаякович посветил много работ своей жене – художнице Арпеник Налбандян. По своим особенностям они схожи с автопортретами Исабекяна: изображения супруги сильно отличаются друг от друга, так как этими картинами живописец выражает определенное душевное состояние разных этапов жизни Арпеник.
Портретные работы Эдуарда Исабекяна. Национальная галерея Армении
Эдуард Амаякович Исабекян родился в городе Игдыр Западной Армении (ныне Турция) в семье земледельца и торговца Амаяка и домохозяйки Сатеник. В 1918 году Эдуард вместе с родителями эмигрировал в Эчмиадзин, и спустя еще два месяца – в Ереван на постоянной основе:
«А ты, любимый мой Игдыр, не мог уйти с нами, не смогли мы тебя взять с собой на ту сторону Араза, на тот наш берег… Ты остался, чтобы стать географической точкой на карте, тем самым заживо погребенным городом, который всегда будет напоминать своим бывшим жителям о том, что был, существовал под сенью Масиса цветущий центр некогда “богатого школами” гавара Сурб Мари (Сурмари, Сурмали), имя которому Игдыр…»
Исабекян сильно любил Игдыр и скучал по городу, хоть и прожил там всего первые четыре года своей жизни. Художник даже написал книгу о своем родном месте. Эдуард Амаякович говорил, что начал эту работу из-за сновидений, в которых к нему приходили покойные игдырцы и о чем-то просили. Так он понял, что ему необходимо не просто запечатлеть их на холсте, но и написать про них книгу «Игдыр». Исабекян трудился над ней с 1975 по 1983 годы.
«Знаю, родной, знаю, что не этого моего косноязычного изложения ты ждал столько лет. И пишу эти строки со страхом в сердце, но и с благоговением, потому что уверен, что никто другой ничего о тебе не напишет, если даже превозносимые тобой “ученые сыны”, которые получали образование в Петербурге, Лейпциге, Женеве, те самые, про которых при каждом удобном случае Тер-Месроп, многозначительно подняв указательный палец, возвещал: “Игдыр должен гордиться своими учеными умами!», – они молчат как рыбы”».
Эдуард Исабекян создавал большие многофигурные рисунки, портреты, пейзажи, ню, иллюстрировал книги, написал множество картин. Многие его работы стали классикой армянского искусства. Исабекян по праву считается основоположником тематико-композиционного жанра в армянской живописи. Свое последнее произведение художник посвятил родному городу Игдыру и его жителям, но масштабная и сложная работа осталась неоконченной из-за ухудшения зрения живописца. В 2005 году Эдуард Исабекян переехал в город Аштарак, где и скончался спустя 2 года, 17 августа 2007 года.
Исабекян был членом Союза Художников Армении, преподавал в Ереванском Художественно-Театральном институте, более 20 лет был директором Национальной галереи Армении, открыл ее филиалы в таких городах, как Джермук, Эчмиадзин, Алаверди, Кировакан, Ленинакан, Мартуни, Ехегнадзор, был удостоен многочисленных наград и грамот. Эдуард Исабекян участвовал во многих групповых и персональных выставках в Ереване, Тбилиси, Рабате, Алеппо, Лос-Анджелесе, Москве, Ленинграде, Риге, Алма-Ате, Кишиневе, Праге, Париже и других городах мира.
Подготовлено по материалам: eduardisabekyan.com, arvestagir.am и по книгам Իսաբեկյան Մ., Էդուարդ Իսաբեկյանի գեղանկարչության ձևաոճական առանձնահատկությունները, Տարեգիրք, Գիտական աշխատությունների ժողովածու, «ԵՊՀ հրատարատարակչություն», Ереван, 2004; Игдыр. Эдуард Исабекян.
Журналист Нарек Билян