Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Эдуард Елян — лётчик, поднявший в небо первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт

Эдуард Ваганович Елян — лётчик-испытатель Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева, полковник — родился в 1926 году в Баку. В период с 1938-го по 1944 год жил в Норильске, Москве, Свердловске (сейчас Екатеринбург). Окончил Свердловскую спецшколу ВВС, 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (город Бугуруслан), Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков (до 1951 года работал там лётчиком-инструктором). В 1953 году Эдуард Елян окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1960-м — вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института.

Эдуард Елян. Фото © Sputnik / Евгений Умнов ǁ armeniasputnik.am

С 1953-го по 1958 год Эдуард Елян был лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в городе Жуковский. Он провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в испытаниях авиационных скафандров. В 1958–1960 годах — лётчик-испытатель ОКБ П.О. Сухого, участвовал в испытаниях сверхзвуковых истребителей.

Лётчиком-испытателем в ОКБ А.Н. Туполева Эдуард Елян стал в 1960 году. Он проработал там более двадцати лет. Эдуард Ваганович поднял в небо и провёл испытания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-22, пассажирских самолётов Ту-124, Ту-134, Ту-154 и их модификаций.


Один из самых известных лётчиков-испытателей в нашей стране и в мире, несомненно, Герой Советского Союза Эдуард Ваганович Елян. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, он выполнил немало масштабных испытательных работ не только в ОКБ Туполева, но также в ЛИИ, ОКБ П.О. Сухого, А.И. Микояна. Его имя вошло в мировую историю в тот непогожий предновогодний день 31 декабря 1968 года, когда он во главе небольшого экипажа впервые поднял в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт, легендарный Ту-144. Этот полёт стал завершающим этапом новаторской работы великого множества НИИ, КБ, заводов, специалистов десятков направлений, сотен тысяч учёных, инженеров, техников, рабочих — всей страны. На вершину огромной пирамиды создателей и испытателей истинного чуда авиационной техники, которое вряд ли удастся повторить в ближайшие десятилетия, был вознесён один человек, первый пилот и командир экипажа. Генеральному конструктору, мудрейшему Андрею Николаевичу Туполеву было кого выбрать. Он назвал одно имя — Эдуард Елян. Ни восхождение на эту вершину, ни спуск с неё не были простыми для лётчика.

«Высота Еляна. Штурмующие небо». Геннадий Амирьянц, доктор технических наук


26 апреля 1971 года полковнику Эдуарду Еляну за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1982 году Эдуард Елян ушёл в запас. До 1996-го он работал инженером в ОКБ имени А.И. Микояна. Жил в Жуковском, затем — в Москве, а в последние годы жизни — в Ростове-на-Дону. Не стало Эдуарда Еляна в 2009 году. Похоронен он на Северном кладбище Ростова-на-Дону.