Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

«Сказки и сны» Мартироса Сарьяна

Мартирос Сарьян — один из самых известных армянских художников. Он создал уникальный образ как Армении, так и всего Кавказа, показав особенности родины в очень простых, но в то же время понятных каждому визуальных формах.

Произведения художника часто выставляются в России и многих других странах мира. Признание критиков творец получил благодаря смелым экспериментам с цветом и новаторскому духу. Картины Сарьяна, отличающиеся исключительно яркими и насыщенными красками, делают его одним из самых интересных мастеров начала прошлого столетия. Французский поэт Луи Арагон, один из ведущих представителей сюрреалистического течения, писал: «Цвет у него столь прекрасен, что рядом с нашим Сезаном и Матиссом столетия должны отвести Сарьяну первостепенное место».

Мартирос Сарьян. Цветущие горы, 1905. Из коллекции Дома-музея художника в Ереване

Мартирос Сарьян родился в Нахичевани-на-Дону. В Армении он впервые побывал лишь в 20-летнем возрасте, и эта поездка по-новому открыла ему родину, о которой он ничего не знал. Постепенно живописец обнаруживал ее неожиданную чувственную и визуальную эстетику. Первое, что привлекло его внимание как художника, — яркое солнце и резкий контраст с грубым очертанием гор. Позже эти впечатления от поездки трансформировались в главную особенность творчества Сарьяна. Так, выросший за пределами Армении, художник познавал родину одновременно и как иностранец, и как армянин.

Этот опыт нашел свое отражение в серии «Сказки и сны», который обычно делят на два этапа. Первый длился с 1903 по 1906 год. Акварельная техника и однородные цветовые сочетания помогли Сарьяну создать особую атмосферу грез. Эта фаза творчества художника характерна размытыми, призрачными формами, которые подчеркивают поэтическую природу сюжетов.

Мартирос Сарьян. В кипарисовой роще, 1903. Из коллекции Дома-музея художника в Ереване

В 1905–1908 годы творчество Сарьяна вышло на новый уровень. Контуры стали более четкими, а цветовые сочетания — более грубыми. Формы и фигуры трансформировались в более конкретные и подчеркнутые, отчасти из-за перехода Сарьяна от акварели к темпере. Однако его персонажи по-прежнему лишены идентичности. На картинах в основном изображены антропоморфные существа, чей возраст, пол и расу точно определить невозможно.

Переход живописца от размытых форм к более орнаментальному стилю, который впоследствии станет его визитной карточкой, длился с 1907 по 1909 год. Это и есть второй период «Сказок и снов».

Впервые эти работы были выставлены в рамках выставки «Алая роза» в Саратове в 1904 году. Позже серия картин была отмечена критиками и публикой на «Голубой розе» в Москве через три года.

Мартирос Сарьян. Комета, 1907. Из коллекции Дома-музея художника в Ереване

Источник: artsandculture.google.com

В оформлении обложки использована картина Мартироса Сарьяна «Сказка. Сон», 1904. Из коллекции Дома-музея художника в Ереване