Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Сюжет Успения Пресвятой Богородицы в армянском искусстве

18 августа по григорианскому календарю христиане празднуют Успение Пресвятой Богородицы. Как этот сюжет иллюстрировали в армянских манускриптах и что зрителю сообщают детали? Рассказываем в нашем материале.


Успение Пресвятой Богородицы — христианский праздник, посвящённый воспоминанию об упокоении Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в разных частях света, чудом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Предание

Когда Мария была при конце Своего поприща земного, собрались по божественному внушению все апостолы из всех стран в Её дом иерусалимский. Вот тогда явился Иисус со Своими ангелами, взял душу от Неё и передал её архангелу Михаилу. Апостолы перенесли бездушное тело на следующее утро в гробницу, и, пока они там стояли, опять внезапно появился Господь, взял тело в облако и принёс его в рай, где душа опять с ним соединилась[1].

В Армянской Апостольской церкви Успение Пресвятой Богородицы отмечают в ближайшее к 15 августу воскресенье. В этом году праздник пройдет 18 августа, во всех храмах проведут Литургию, а после совершится обряд освящения винограда (Хахохорнек).

Источник: фотобанк Спутник Армения

Виноград освящают после Литургии. Из него изготавливают вино, которое люди хранят до следующего года. По традиции это символизирует изобилие.

В Армении этот обряд часто приобретал соревновательный характер у садоводов: они выбирали самый лучший виноград и относили его в храм. А после все прихожане церкви устраивали пиршества в сопровождении дхол-зурны. 

Можно заметить, что во многих городах в Армении есть церковь, к которой совершают паломничество в этот праздник. Для жителей Еревана — это церковь Святой Богоматери (Аствацацин), где в окрестностях храма раскинулись фруктовые сады, в Гюмри — Церковь Святой Богоматери (Йой Верк) рядом с площадью Вардананц. В каждом городе такой храм окружен садом.

Успение Богородицы в армянских манускриптах, живописи и храмовой архитектуре

На иконах Успения Пресвятой Богородицы изображена Дева Мария, лежащая на смертном одре. У головы и у ног её стоят апостолы и другие святые. В центре чуть сзади над одром — Сошедший с Небес Иисус Христос, принимающий на Свои руки пречистую душу Своей Матери. Эта Душа изображается в виде новорождённого младенца, окутанного белыми пеленами — образ того, что смерть каждого человека в Православии мыслится как рождение в Вечную жизнь.

Успение Пресвятой Богородицы (Вознесение Марии). Миниатюра, XIII в., Армения ǁ ruicon.ru

В армянской традиции тексты об Успении совпадают с греческими — это «Видение Богородицы» и «Успение Богоматери от Никодима». Чтобы понять отличие изображенного сюжета в армянской иконографии, нужно обратиться к византийскому искусству. 

Сюжет Успения встречается в армянских манускриптах не всегда, хотя первые упоминания мы находим еще в V веке. Это летописные свидетельства о том, что армяне его уже праздновали. Сюжет стал более распространенным после XIV века, до этого в иконографии он встречался редко.

Впервые сюжет можно встретить на фресках именно армянских церквей. Например, самые ранние фрагменты сохранились на фресках храма Святого Креста на острове Ахтамар (915-921г.).

Это центральная сцена Успения, которая в церкви Святого Креста восходит к византийской иконографии. Композиционно она выстраивается следующим образом: образ Христа с Душой Богоматери в виде запелёнутого младенца располагается в самом центре, группа апостолов окружает Богоматерь с левой и правой стороны. Также устроена фреска в церкви Тиграна Оненца в Ани (1215 год).

В иконографии сцена часто изображается так: в изголовье Марии представлен скорбящий Иоанн, а в изножье — Павел. Справа — Христос с Душою Богоматери в виде младенца в руках в сопровождении Ангела с непокрытыми руками, но в некоторых работах армянских мастеров мы видим и другую часть сюжета —руки Софонии.

Церковь святого Григория Просветителя. Сцена Успения. Фото: h-pem.com

Церковь святого Григория Просветителя (или церковь Тиграна Оненца).

В манускриптах с XIV века встречается сюжет с Наказанием Софонии с отрубленными руками. В центре композиции за Богородицей — Христос с фигуркой запелёнутого младенца — олицетворения Души Богоматери, а сверху изображен Ангел с покровенными руками, готовый вознести её Душу. Софония (Авфоний) изображен на переднем плане, в свободной тунике, с короткими курчавыми волосами, с поднятыми руками, со стекающей с локтей кровью; слева от него – карающий Ангел с мечом, направленным острием к руке Софонии. Иногда образ видоизменяется — остаются только руки, которые могут быть на одре Богоматери.


На обложке — картина «Успение Богородицы» художника Овната Овнатяна. Источник: wiki.org

Источники:

Манукян С. «Успение Богородицы» в средневековом искусстве Армении и Руси. Источник