Арэг Демирханов: интервью с зодчим Красноярска
«Нельзя строить города квадратными метрами» - так называется интервью красноярской журналистки Нины Белоцерковец с с зодчим Красноярска, пожалуй, самым известным архитектором города Арэгом Демирхановым.
Итак, берем торт, идем к Арэгу Саркисовичу в гости греться, пить чай и разговаривать о Красноярске, его архитектуре, жителях, о прошлом, настоящем и будущем. Мы любим Красноярск, но не знаем человека, который бы любил его больше Демирханова.
- Арэг Саркисович, мы бы хотели поговорить с вами о том, что сейчас происходит в Красноярске. Нам, как коренным жителям нашего города, больно наблюдать, как безобразно он застраивается, в том числе и окраины. Как мы теряем центр - его самобытность, как используются объекты, в которые вы вложили всю свою душу.
- Для меня это очень болезненная тема, и я не в силах остановить то, что происходит в стране в целом и, конечно, в нашем городе - одном из передовых краевых образований нашей державы. А происходит недопустимое. То, что сейчас таким шквальным бумом идет высотное строительство, вызывает у меня решительный протест и горечь.
Я переживаю и за центр, и за самую окраину, но прежде всего - за берега Енисея. У нас ведь главное в городе - это великолепная природная доминанта, это река Енисей, требующая великолепного обрамления! Я говорю не только про тот один кусочек набережной, который мне удалось сделать перед музеем Ленина, не один тот фрагмент с балконами, благодаря которым вы можете находиться не у реки, а над рекой… А ведь это место очень полюбили люди.
- Это место полюбили и рыбаки…
- Да, они рыбачат с этих балконов, и за ними интересно наблюдать. Они там отдыхают душой… Так вот - требуется очень дорогостоящее, достойное, соответствующее масштабу реки оформление. Мы ведь с вами располагаем волею судеб и мудрых первопроходцев совершенно уникальным местоположением в природе. Могучей рекой, не замерзающей в минус 40. И, понимая это, мы должны сохранить данную уникальность. Не допустить варварского отношения к тому, что нам подарила сама природа.
- Сейчас пытаются застроить Театральную площадь - вы в курсе, конечно?
- Да. Это ужасный удар по мне, как по автору Театральной площади и ее благоустройства. Я очень горжусь каскадными фонтанами. Многие столичные гости с уважением и достоинством говорили, что это очень хороший уровень, логичный и по тематике, и по функции. Великолепный вид на горы, живая перспектива. И если всю эту красоту перекроют гостиничным комплексом - это будет трагедия.
Ведь архитектура, по формулировке мудрейшего из причастных к нашему цеху, римского архитектора Витрувия, определяется всего тремя словами: польза, прочность, красота. Все начинается с пользы, с функции. Прочность не обсуждается. И, конечно, красота. Сумел сделать красиво – значит, это архитектура. Не сумел – значит, это просто строительство. Сейчас идет просто строительство. Квадратные метры. Нельзя столичные города строить квадратными метрами.
- Как вы думаете, в чем основная проблема такого отношения к городу?
- Сейчас главный архитектор Красноярска - не определенная личность какая-то и даже не представитель муниципальной власти, а, извините, проклятые деньги, капитал. Продавать муниципальные земли преступно! Вообразите: существуют здания, которые уникально поставлены, к примеру, тот же речной вокзал. Раньше он был местом отдыха и общения, визиткой нашего города. А сейчас он стоит в бездействии. Это частная собственность. Как?
Как может речная гавань миллионного города быть частной собственностью? Для меня это непостижимо! Это достоинство города, его имидж, его лик! Причем не просто физически воспринимаемое здание, не зрелищный объект – это сама жизнь, функция! А все потому, что все финансирует частник. Он имеет от этого какие-то выгоды, преимущества, приоритеты. Он получает земельный участок на муниципальной земле, что недопустимо. Первое, что я бы запретил, - это продажу муниципальной земли частным лицам. Это ответственность мэра и депутатов при соответствующем согласии горожан. Потому сейчас архитектурные памятники сносятся и вместо них строится неизвестно что.
- Чем вы руководствуетесь в первую очередь при создании своих работ?
- Каждый архитектор, проектирующий здание, тем более общественное, должен понимать, каково будет тем, кто станет его постоянными обитателями. Это очень важно. Например, Большой концертный зал я сделал так, чтобы портал сцены открывался не по нормативам, в десять метров, а в двадцать, чтобы был виден весь ансамбль Михаила Семеновича Годенко. Именно ему я посвятил эту работу. А зал филармонии посвятил Ивану Всеволодовичу Шпиллеру, дирижеру будущего симфонического оркестра.
Я старался угодить этим высоким профессионалам своего дела, учитывал их интересы, а не слепо следовал классике. По классике положено, чтобы зал по форме своей, по очертаниям, напоминал бутылку - с сужением горлышка к сцене. Это определяет акустику. А я, наоборот, раздвинул пространство.
- На Стрелке собираются строить собор - как вы к этому относитесь?
- Неверная формулировка: не строить, а воспроизводить великолепное произведение питерского архитектора Тона. Это было бы великое достоинство Красноярска. Я передал в епархию множество эскизов, они находятся на рассмотрении. Почему именно Стрелка? В один из визитов в Красноярск патриарх Кирилл указал именно это место, воткнул свой посох именно там, на Стрелке, перед БКЗ. Это строительство потребует двойных затрат, потому что вход в собор не может быть ниже входа в концертный зал. Это нарушение элементарной вежливости, иерархии - кто главнее, кто старше, что важнее? Поэтому подхрамовое пространство по объему будет почти таким же, как надхрамовое. Планируется построить великолепный зал для служб и собраний. Получается, что под самим храмом будет почти трехэтажный дом.
- Многие недовольны – отдыхать и гулять им негде…
- Мест, где можно пройтись, в Красноярске пока еще много. Чем вам не нравится мой мост на остров Татышев? Я им очень горжусь, виды с него великолепные. Он как-то очень гармонично вписался в архитектуру города, стал своим, стал любимым. А ведь все мои проекты приходилось защищать в Москве, в Госстрое. Помню, мне говорят: да ты что, с ума сошел, что ли? Куда у тебя мост? В какой лес?! Я говорю: так это же наша драгоценность, восемь километров леса в центре города, его легкие. Никто же этого не знает, кроме самих красноярцев.
Мы очень тепло поговорили, тепло распрощались. Взяли с Арэга Саркисовича слово, что это не последняя наша встреча, ведь у нас столько много общих тем. Столько много хочется сказать и нам, и ему! А перед тем как расстаться, Демирханов прочитал одно из своих стихотворений, попросил нас опубликовать его и передать, что оно посвящено всем красноярцам:
Когда финал не за горами,
Когда вот-вот порвется нить
И ни мольбой, ни докторами
Уход не приостановить,
Когда ты стал мудрей и строже
К своим поступкам и словам -
То для тебя всего дороже
В своей любви признаться вам.
Источник: www. центр24.рф