Крест-камень на вечную память, или Как хачкары несут смыслы раннехристианского искусства
Где искать корни возникновения хачкаров? Всегда ли крест-камни служили надгробиями или возводились и для других целей? Какой смысл несли? Можно ли смотреть на хачкары как на событийные календари? В поисках ответов учёные советуют обращаться к периоду ранней христианской истории Армении.
Подлинное развитие и распространение хачкары получили в религиозной культуре армян после ухода арабов, начиная с IX века от РХ. Ранее были приняты мемориальные стелы с изображением религиозно-обрядовых сцен — сооружения возводились в VI–VII веках.
Хачкары можно встретить повсюду в Армении — нынешней и исторической. Они встречаются туристам и паломникам не только вблизи населённых пунктов, в монастырях и храмах, но и даже в самых отдалённых уголках. Сложность резьбы и оценка художественных качеств хачкаров — это ключ к пониманию всего декоративно-орнаментального искусства Армении.
Хачкары не появились сами по себе. Их композиционная и конструктивная схема восходит еще к древним цивилизациям — так называемым «межевым камням» Урарту и языческой Армении. Так, например, в Армении найдены были стелы с надписями эпохи первой династии армянских царей Арташесидов, составленные по тому же принципу, по которому в дальнейшем возводились и хачкары. Это — база, состоящая из мощного каменного блока, в котором выдалбливалось отверстие. База лежала в горизонтальном положении, а в отверстие устанавливался вертикально плоский прямоугольный камень, на котором с лицевой стороны выдалбливалась посвятительная надпись.
Летописец Агатангелос, ученый монах, в «Истории Армении» рассказывает, что во времена распространения христианства, Григорий Просветитель, передвигаясь по стране с миссионерскими целями, везде повелевал своим соратникам сносить языческие изображения, устанавливая на их месте деревянные кресты. Однако позднее эти кресты заменили более долговечными каменными. По свидетельству историка V века Фавстоса Бузанда, деревянные кресты с легкостью уничтожались противниками насаждения христианства, поэтому в обиход сначала вошли не просто каменные кресты, а даже изображения крестов на плоских каменных стелах.
Эволюции стелы к сформированному памятнику посвящена даже целая экспозиция в Государственном музее истории Армении. Наглядно можно увидеть, что поначалу изображение креста составляет центр плоскости, но с IX по XIII века рельеф трансформируется в сплошной кружевной узор, покрывающий собой крест.
Создание хачкара было делом чести каждого мастера. Наиболее выдающиеся скульпторы Средневековья ярко проявляли себя в этой сфере. Историк Сердак Бархударян, расшифровывая надписи на сотнях хачкаров, обнаружил, что подписи резчиков свидетельствуют, что эти мастера занимались не только резьбой по камню, но ещё были художниками-миниатюристами и архитекторами.
Хачкары можно разделить не только по регионам их создания, мастерам и школам, но и поводам, по которым они создавались. Чаще всего хачкары были посвятительными. Не все кресты служили надгробиями. Так, например, при расшифровке посвятительных надписей стало понятно, что крест-камни создавали и в честь победы над врагами, и в качестве пограничного знака, а также по случаю закладки храма, окончанию строительства дома или моста.
Будучи объектами мемориальной скульптуры, хачкары служили людям в самом широком смысле — помогали сохранять память о важных событиях и символизировали веру. Хачкар — это не только произведение искусства, но и важная страница древнего календаря, ведь об их установке писали историки-хронисты, а наиболее выдающиеся экземпляры служили образцами для работ последующих поколений.
Объёмно-пространственные смыслы
Хачкары представлялись их создателям не просто как скульптурные рельефы, но и как архитектурные сооружения — под стать небольшим стенам. Принцип обнаружения красоты каменной плоскости — главный художественный принцип древних мастеров. Интересно, что данная композиция сложилась настолько удачно, что прекрасно вписывалась в декор храма, когда при строительстве хачкар встраивали в качестве мемориальной доски в фасад — в память о каком-либо событии. В армянской архитектуре встречаются и случаи, когда хачкары монтировались в единый стоящий свободно блок, состоящий целиком из каменных крестов.
Хачкары имеют устоявшуюся композиционную схему — это крест, чаще всего вырастающий из зерна или круга, но иногда вместо круга встречается ступенчатая пирамида — Голгофа. Крест помещен на гладкой и покрытой резьбой поверхности, а края камня выделаны как узорная рама для самого креста. Часто хачкары имеют навершие-козырёк, а задняя часть покрыта памятными записями. Внутри схемы креста, изображающегося как Древо Жизни, возможны самые разные иконографические модификации, связанные не только с обогащением орнаментальных форм, но и с веяниями сменяющихся эпох, изменяющих воззрения на религию.
Орнамент
В камнерезном искусстве важную роль играет орнамент, выполняющий роль инструмента Священного Писания. Зашифрованность и символичность элементов, входящих в состав орнаментальных композиций средневековых армянских мастеров, очевидна. Зерно, проросшее крестом, идущие к источнику птицы, фантастические животные, звезда-колесо с восемью гранями, виноградные гроздья и плоды граната — все эти символы обладали не только поэтическим и аграрным смыслами, но и религиозным, евхаристическим.
Стилизация
В XIII веке камнерезное искусство Армении достигает своего наивысшего расцвета и в схеме украшений хачкаров выявляются несколько стилей, которые условно можно разделить на растительный, геометрический и орнаментальный.
Говоря о растительной группе, рассмотрим два крест-камня одного и того же мастера XIII века, установленных возле Одзунского храма VII века. Один из них отличается наибольшим монументализмом, законченностью и величием. Этот памятник относится к 1218 году и крест на нём как бы вырастает из стилизованного гранатового куста, охватывающего его с двух сторон ветвями. Плоская балка над аркой содержит посвятительтную надпись.
Об исключительной художественности орнаментального направления в искусстве резьбы можно судить по вмурованным в скалы хачкарам, окружающим Гегардский монастырь, а также хачкарам из Санаина, Ахпата, Бжни. Схема Древа Жизни прослеживается и здесь, но в отличие от одзунских хачкаров, здесь крест настолько покрыт тонким орнаментом, что кажется насквозь просвечивает, словно кружевной.
В хачкарах геометрического стиля особенно ярко проявилось свойство симметричности в искусстве Армении. Сходство между всегда разными ячейками и квадратами достигается за счёт единства масштаба, общего деления и расположения на плоскости, а не за счёт идентичности геометрической линейной фигуры.
К концу XIII века ажур хачкаров становится многослойным и всё больше напоминает ювелирное искусство. Рассмотрим два креста-камня мастера Погоса из монастыря Нор-Гетик. Они не имеют себе равных по изощрённости и артистизму исполнения узоров, которые расположены слоями. Поверхности камня как таковой нет, вся она скрыта удивительным по тонкости и изяществу ажуром. Оба хачкара носят посвятительный характер и выполнены в память о баснописце и основателе монастыря Мхитаре Гоши. К подобным хачкарам относятся и крест-камни мастера Момика из монастыря Нораванк.
Интересную группу составляют и хачкары со скульптурным изображением Распятий. Это хачкар 1273 года из храма Св. Креста в Ахпате. Он близок по схеме хачкару из села Урц. Автором произведения является резчик-скульптор Вахрам.
Расцвет искусства резьбы в XIII веке — это результат всплеска культурной активности, связанной с развитием армянских городов. Складывается светская поэзия и проза, создаются сборники Вардана Айгекци и Мхитара Гоша, начинается интенсивное строительство монастырей и храмов. Монастыри, основанные в X веке, оживают и расширяются, обогащаясь новыми пристройками, часовнями и притворами, оформляясь в законченные архитектурные ансамбли. Все это взывает к появлению новых форм искусства. Новая форма декоративного рельефа, о которой рассказал Армянский музей Москвы, следствие этих общественно-культурных тенденций.
Источники:
1) Агатангелос, «История Армении»
2) Фавстос Бузанд, «История Армении»
3) Бархударян С.Г. Средневековые армянские архитекторы и мастера по камню. Ереван: изд-во АН АрмССР, 1963 г.
4) Степанян Н.С. «Искусство Армении. Черты историко-художественного развития». Москва: изд-во «Галарт», 2007 г.
В оформлении обложки использовано фото хачкара XI века из Санаина