«Мартиросу Сарьяну 91. Глубокие морщины придают его лицу скульптурность…»
Олег Орно, координатор проектов Фонда культуры «Актуальное искусство», рассказал Армянскому музею Москвы историю одной картины — портрета Мартироса Сарьяна, нарисованного художником Геннадием Черноскутовым. «История картины интересна и драматична», — отмечает автор.
Весной 1971 года, во время своей поездки в Армению, Геннадий Черноскутов встречался с великим армянским художником Мартиросом Сарьяном. Познакомил и организовал встречу друг Геннадия — армянский художник Минас Аветисян.
«Полдень. Дом Мартироса Сарьяна в Ереване. Мы вошли. У Сарьяна уже гости — Шаэн Хачатрян [директор музея Сарьяна. — Прим. авт.] и художник Александр Григорян. Мартиросу Сарьяну 91. Глубокие морщины придают его лицу скульптурность, монументальность, оно подвижное, живое, одухотворенное. Говорили долго — о национальной культуре, об искусстве, о роли творца в духовной жизни нации. Минас много шутил. Радость дополняли краски дня и ощущение необыкновенного творческого восторга. Впечатления сильные, незабываемые!». Так Геннадий Черноскутов описывал встречу с Мартиросом Сарьяном в своем дневнике.
Спустя пять лет после памятной встречи, в 1976 году, Геннадий Черноскутов пишет портрет Сарьяна. За это время произошла череда трагических событий. Через год после встречи умер Сарьян. В 1972 году в мастерской Минаса Аветисяна случился пожар — сгорели работы художника, а в 1975 году при странных обстоятельствах погиб и сам Минас. Картина «М. Сарьян. Портрет художника» [авторское название. — Прим. авт.] явилась знаком бесконечного уважения к Мастеру, ко всему армянскому народу, знаком памяти о встрече тем весенним днем в Ереване.
Картина неоднократно входила в экспозицию персональных выставок Геннадия Черноскутова и имела большой успех. В ноябре 1978 года, на персональной выставке художника в выставочном зале Союза художников Азербайджана в городе Баку, портрет Сарьяна был «ослеплен» вандалом-националистом. Лику великого художника выкололи глаза. Так в далекие времена поступали турецкие воины с христианскими изображениями святых… В том же году картина была восстановлена художником.
В настоящее время картина «М. Сарьян. Портрет художника» находится в мемориальной мастерской художника и принадлежит семье Геннадия Черноскутова.
ЧЕРНОСКУТОВ Геннадий Васильевич (1933–2003)
Заслуженный художник РСФСР
В 1953 году окончил Свердловское художественное училище.
С 1953-го по 1959 год учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица).
По окончании училища с 1960-го по 1962 год работал художником-конструктором на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный. В этот период им выполнен целый ряд художественных работ из хрусталя. Многие из них экспонировались на отечественных выставках и ярмарках, а также на зарубежных выставках более чем в 20 странах мира. В эти годы Геннадий Черноскутов активно участвовал в ежегодных Всесоюзных выставках «Искусство в быт».
В 1962 году Геннадий Васильевич переехал в Волгоград. Вступил в члены Союза художников СССР.
С 1964 года Черноскутов жил и работал в городе Волжский. Здесь им созданы многочисленные произведения монументального искусства — фрески, росписи, витражи, мозаичные и рельефные панно.
Первая персональная выставка живописных работ Геннадия Васильевича открылась в 1972 году в Волгоградском музее изобразительных искусств под названием «Война и мир». В дальнейшем персональные выставки художника экспонировались в городах Москва, Санкт-Петербург, Рига, Минск, Екатеринбург, Баку, Острава и др.
С 1980-го по 1992 год Геннадий Черноскутов был членом Правления Союза художников РСФСР и СССР, входил в состав Комиссии по монументальному искусству СССР.
Геннадий Васильевич стал инициатором создания в городе Волжский городского Выставочного зала, который открылся 2 февраля 1989 года. После смерти художника в 2008 году залу присвоено его имя.
За свою творческую и выставочную деятельность Геннадий Черноскутов неоднократно награждался дипломами и почетными грамотами Секретариата Союза художников СССР, Комитета защиты мира СССР, Министерства культуры СССР.
Олег Орно, координатор проектов Фонда культуры «Актуальное искусство»