Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Архитекторы дореволюционного Еревана. Борис Меграбян

Об архитектурном наследии ключевых зодчих Еревана рубежа XIX—XX веков рассказывает искусствовед, историк и теоретик архитектуры, гид проекта «Ереван глазами инженера» Дмитрий Котов.

Борис Меграбян

Во многих случаях имя архитектора того или иного дореволюционного здания нам неизвестно, а имеющиеся факты нередко противоречат друг другу. Однако есть сведения, что как минимум однажды, выполняя частный заказ, Василий Мирзоян работал совместно с другим крупным архитектором своего времени — Борисом Меграбяном. Речь идёт о доходном доме с галантерейным магазином Егора Ханзадянца на пересечении улиц Абовяна и Пушкина, построенным в 1896—1905 годах. Его главная жемчужина — панорамное окно с «кружевной» резной деревянной рамой, которая, к сожалению, была утрачена, но сохранилась на старых фото.

Доходный дом с магазином Егора Ханзадянца. Фото около 1963–1970 гг. Источник

Доходный дом с магазином Егора Ханзадянца. Фото автора

Борис Яковлевич Меграбян родился в 1870 году в небольшом армянском селе в центральной Грузии. В 1890 году он окончил Тифлисское техническое железнодорожное училище, а лицензию на инженерно-строительную деятельность получил в столичном Санкт-Петербурге. Вернувшись на Кавказ, с 1892 по 1902 год Меграбян работал по своей прямой специальности — техником железной дороги, впервые связавшей Эривань (Ереван), Тифлис (Тбилиси), Александрополь (Гюмри) и Карс.

Архитектор Борис Яковлевич Меграбян (1870–1936). Источник

Перенесенные и перестроенные здания

Одной из ключевых построек Бориса Яковлевича в Ереване была Городская дума, возведенная в 1906 году на Базарной улице, нынешней Хоренаци, недалеко от Английского парка. Историческое здание было снесено в 2000 году. Фасадные камни, по утверждению СМИ, пронумеровали и перевезли на улицу Мелик-Адамяна, где они были использованы при строительстве головного офиса Всеармянского благотворительного союза, открытого в 2015 году.

Городская дума (Муниципалитет). Фото около 1906–1907 гг. Источник

Перенос коснулся и других строений Меграбяна. Например, буквально по соседству на Мелик-Адамяна — бывший завод Амбардзума Согомоняна. Винно-водочное производство было запущено семьей предпринимателей Согомонян в Тифлисе в 1853 году, а ереванский филиал открылся в 1897 году. Завод выпускал вино, коньяк, ликёр и фруктовые консервы. Новое здание с подвалами и погребами, построенное в 1910-х на улице Докторской, нынешней Туманяна, судя по всему, использовалось как конторско-производственное. В советское время в его помещениях действовала типография, а в 2000-х, во время прокладки Северного проспекта, его разобрали и перенесли на новое место. Исторические интерьеры при этом не сохранились. Сейчас внутри расположено отделение Республиканской партии.

Завод Согомоняна. Фото автора

Второй этаж был надстроен уже после переноса, поэтому сфокусируем внимание на первом, возвышающимся над подвалом. Большие арочные окна отделены друг от друга дорическими пилястрами с каннелюрами, под окнами — строгие симметричные растительные узоры, а над ними, под карнизом, вьется резная виноградная лоза, намекающая на продукцию завода. Правое крыло здания, выходящее во двор, имеет симпатичный балкон с кованой решеткой, дверной проем которого завершается плавной дугой. Чуть выше — витиеватый растительно-цветочный орнамент. Эта часть фасада добавляет в целом неоклассическому облику постройки черты модерна.

Завод Согомоняна. Фото автора

Напротив завода Согомоняна — доходный дом Вартаняна, аналогичным образом переехавший с улицы Арама. Тоже авторства Меграбяна. Сложенный из чёрно-коричневого туфа, он не сохранил внутреннее убранство и с правой стороны был достроен новым корпусом.

Бывший доходный дом Вартаняна. Фото автора

Жилой дом с магазином судебного пристава Ованнеса Григоряна на пересечении улиц Абовяна и Арама никуда не переезжал, но подвергся серьёзным перестройкам. Сейчас здесь расположен известный ереванский ресторан.

Бывший дом с магазином Григоряна. Фото автора

Дом АОКС

Одно из самых интересных зданий дореволюционного Еревана Борис Яковлевич построил для врача-хирурга Ованнеса Ованнисяна на Астафьевской улице в 1915 году. Здесь на первом этаже доктор открыл частную клинику с двумя отделениями, хирургическим и офтальмологическим, а сам жил наверху. С 1923 по 1944 год в доме располагался Тропический институт, где изучали малярию и другие болезни. В 1944 году здесь разместилось АОКС — Армянское общество культурных связей со странами зарубежья.

Дом АОКС. Фото около 1924–1932 гг. Источник

Симметричный фасад дома имеет два акцентированных боковых ризалита и чуть менее выраженный центральный. Все три оформлены балконами второго этажа, украшены маленькими декоративными колонками и плетеными узорами с явно восточным колоритом. Вероятно, самая заметная деталь — окна сложной формы и переплета — с подковообразными проёмами и вписанными в них восьмиконечными звездами, выложенными прозрачными и цветными стеклами. Влияние неомавританского стиля на неоклассическую архитектуру здесь хорошо прослеживается.

Дом АОКС. Фото автора

Любопытно, что в тбилисском районе Сололаки есть брат-близнец дома АОКС. Правда, он чуть-чуть отличается: покрыт штукатуркой, покрашен в желтый цвет и, увы, находится в аварийном состоянии. Это дом архитектора Корнелия Татищева, построенный в 1897 году. В те времена Меграбян, конечно, бывал в Тифлисе и наверняка видел тот особняк. Судя по всему, так им впечатлился, что решил построить такой же в Ереване. Правда, придал ему местного армянского колорита — слегка изменил пропорции, использовал тёмно-серо-коричневый туф и переосмыслил пространственное расположение здания, вписав его в ансамбль главной улицы.

Дом архитектора Корнелия Татищева в Тбилиси. Октябрь 2023 г. Фото автора

Борис Меграбян выполнил для города ещё одну очень важную и ценную работу — в 1906—1911 годах он снял подробный генеральный план Еревана с указанием всех городских усадеб. В том числе на него впоследствии опирался Александр Таманян, создавая уже свой эпохальный Генплан, утверждённый в 1924 году. Символично, что Меграбян и Таманян, два выдающихся зодчих двух сменивших друг друга архитектурных эпох, ушли в одном и том же 1936 году.

***

Архитектура дореволюционного Еревана, сложенная в основном из чёрного или тёмного туфа с характерным резным декором, самобытна и узнаваема. Её уникальный стилистический облик, созданный на основе неоклассической архитектуры с вкраплениями модерна, неоренессанса и мавританского стиля, но при этом пропитанный ни с чем не сравнимым национальным колоритом, — во многом заслуга творческого гения Василия Мирзояна и Бориса Меграбяна.


На обложке — Городская дума (Муниципалитет). Фото около 1906–1907 гг. Источник