Как павильон Армении получил «золотого льва» на Венецианской биеннале
В 2015 году на 56-ой Венецианской биеннале павильон Армении получил главную награду — «золотого льва». Экспозицию посвятили столетней годовщине Геноцида армян. На выставке представили работы 16 художников армянского происхождения из диаспоры. О концепции павильона и произведениях искусства — в материале Армянского музея.
Выставку представили в мхитаристском монастыре на острове Святого Лазаря недалеко от Венеции. Именно здесь в 1717 году армянский монах Мехитар Севастийский учредил армянский католический монашеский орден. За 300-летнюю историю монастырь сохранил обширное культурное наследие.
Экспозиция называлась «Армянство» и рассказывала о потомках жертв Геноцида. Аделина фон Фюрстенберг-Джуберян, куратор проекта, так объясняет смысл названия: «Слово "Армянство" показалось мне самым подходящим понятием, с помощью которого можно охарактеризовать новое поколение художников и интеллектуалов, которые находятся в постоянном движении, но вместе с тем сохраняют свое субъективное, индивидуальное видение мира». 16 деятелей искусства армянского происхождения участвовали в создании павильона. Большинство из них приобрели известность в мире современного искусства в последнее десятилетие.
На выставке представили фотографии, скульптуры, графику , коллажи, видеоарт, инсталляции. Все произведения были созданы с целью понять свою идентичность, сохранить память о ней.
Работа Нины Качадурян «Устранение акцента» поднимает проблему потери национальной идентичности во время долгого проживания в другой стране. Это приводит к попыткам людей одновременно сохранить отличительные черты своей культуры и уменьшить их, чтобы казаться менее чужими. Родители художницы — армяне, больше 40 лет живущие в Соединенных Штатах. Они сохранили акцент, но дочь с помощью специальных курсов решила сделать речь отца и матери «более правильной». Нина Качадурян записала на видео, как её близкие пытаются услышать и произвести нужное звучание слов. Работа состоит из трёх частей: в первой герои говорят с акцентом, вторая часть — это отрывки с практическими заданиями, в конце художница вместе с родителями произносит фразы без акцента.
Об идее скульптурной композиции «Tasnerku» («Двенадцать») Микаел Оганджанян рассказал в интервью Армянскому музею: «Я много думал о том, что для меня значит быть армянином и что из себя представляет армянская идентичность. В основу этого размышления легли все мои воспоминания и эмоции, которые я когда-либо испытал. Это ощущение состоит из ритма, вибрации, тесно связанной с местом, то есть географической территорией Армении. Это особенный ритм, который я с самого детства ощущал только там. Я убежден, что каждый мельчайший аспект культуры народа — еда, музыка, литература, искусство, архитектура, образ мышления — тесно связаны с этим ритмом, более того они порождены им. Это родовой ритм, он глубокий, величественный и богатый контрастами, как ландшафт Армении. Я попытался передать его через свою работу “Tasnerku” (“Двенадцать”). Это совершенное число, которое соответствует ритму Армении, как я его представляю, но у каждой страны и каждой географической точки этот ритм свой».
Анна Бобигуян представила инсталляцию «Птицы». Одни крылатые существа находятся на земле, а другие парят в воздухе, их полёт хаотичен. Птицы — особые животные для Армении, их изображали на предметах быта с древних времен. Художница обращается к знакомой для армян теме и с её помощью поднимает проблему «оторванности» от родной земли. Анна Бобигуян изображает разрозненный полёт, который символизирует распространение армянской диаспоры по всему миру. Инсталляция заставляет задуматься о большом количестве потомков жертв Геноцида, которые находятся в разных странах, но сохраняют национальную культуру Армении.
«Небольшой путеводитель по невидимым морям» Айкатерини Гегисян основан на обширной коллекции фотоальбомов Советской Армении, Турции и Греции, датируемых 1960-ми- началом 1980-х годов. Художница объединяет разрозненные изображения, созданные в различных исторических, идеологических и географических контекстах, чтобы определить силы, формирующие нацию. Фотографии разных размеров и текстур следуют эссеистической логике. Изображения накладываются друг на друга и создают кадры внутри кадров. Иногда они основываются на повторениях и отражениях, а иногда следуют формальным шаблонам или движению людей с картинки. Подобное соединение образует новый невидимый ландшафт, заставляя прошлые временные и географические области сворачиваться в единое пространство.
Айкатерини Гегисян, Небольшой путеводитель по невидимым морям, 2015, Источник: gegisian.com
Фотографическая серия Грайара Саркисяна «Нераскрытые» сосредоточена на образах армян, вынужденных принять ислам в Османской империи. По его словам, даже сегодня, опасаясь исламских властей, вернувшие себе христианскую веру армяне «скрывают свое вновь обретенное армянство». Герои снимков находятся в темноте, иногда освещены руки, ноги или силуэт, но увидеть лица людей невозможно. Так фотограф изображает ощущение небезопасного пространства, что символизирует мир, в котором христиане вынуждены скрываться.
Грайар Саркисян, Нераскрытые, 2015, Источник: kalfayangalleries.com
Художники, оформлявшие Армянский павильон на 56-ой Венецианской биеннале, отразили своё видение «Армянства», показали мироощущение людей, которые оказались за пределами родины, но являются носителями национальной идентичности. Кураторская концепция позволила каждому показать тот аспект проблемы, который волнует его больше всего.
Материал подготовила Полина Лохмоткина
Фото на обложке: kino-teatr.ru