Муза «голуборозовца» Павла Кузнецова — художница и сценограф Елена Бебутова
Елена Михайловна Бебутова — художница и сценограф, ученица Ивана Билибина и Николая Рериха. Она писала театральные декорации для Художественного театра вместе с Добужинским, её картины показывали в Москве, Ленинграде, в экспозициях русского искусства за границей: в Японии, США, Австрии, Германии, Швеции, Норвегии. Елена Михайловна — жена и любимая модель художника Павла Кузнецова, лидера художественного объединения «Голубая роза», представителя русского символизма. Елена Бебутова принадлежит к грузинскому княжескому роду армянского происхождения, представители которого были связаны с театром.
Елена Михайловна принадлежит древнему армянскому княжескому роду Бебутовых. Её отец — инженер-строитель мостов и железных дорог, мать — музыкант, дед — генерал, герой Кавказских походов и Крымской войны (1853-1856). С детства будущую художницу окружала интеллектуальная атмосфера, в которой соседствовали традиции русской и армянской культур.
Род князей Бебутовых происходит от рикабдара Кулам-Бебута, возведенного в достоинство бека персидским шахом Аббасом в 1621 году. В списке князей, приложенном к трактату, заключенному 24 июля 1783 года с грузинским царем Ираклием II указано: «Высочайше утвержденным 25 марта 1826 года мнением Государственного совета признаны в княжеском достоинстве князья Бебутовы: 1. Коллежский советник Дарчий Аветикович с сыном, майором Асланом; 2. Титулярный советник Гвтисцхалоб Аветикович; 3. Полковник Иосиф Агович и сыновья его, гв. капитан Василий, штабс-капитан Давид, губернский секретарь Григорий, подпрапорщик Александр и Павел; 4. Коллежский асессор Арсений Иванович и сыновья его, Петр, Георгий и Соломон; 5. Майор Абессалом Иванович и сыновья его, подпрапорщик Иван и Михаил; 6. Губернский секретарь Меликзад Ашхабекович и сыновья Ашхабек, Григорий и Соломон».
В 1907–1914 годах Елена Михайловна Бебутова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге у Аркадия Рылова, Яна Ционглинского, Ивана Билибина, Николя Рериха, Владимира Щуко.
В 1916 начала работать художницей-декоратором в Московском художественном театре, писала декорации по эскизам Мстислава Добужинского. Весной 1917 года Бебутова стала секретарём Комиссии по охране памятников искусства и старины. Там художница познакомилась со своим будущим мужем, художником Павлом Кузнецовым.
Хотя взаимное влияние Бебутовой и Кузнецова нельзя отрицать, у Елены Михайловны сложился совершенно оригинальный творческий путь. В 1920-х годах художница работала в рамках кубизма, её привлекал аналитический подход к форме.
Театральные работы Елены Бебутовой тесно связаны с режиссёрской деятельностью её брата Валерия. В 1922–23 годах она оформляет спектакли в руководимом им театре «Романеск», затем в Театре музыкальной буффонады. Последней совместной работой Бебутовых называют «Гамлета», поставленного на сцене Витебского Белорусского театра имени Я. Коласа в 1946 и 1955 годах.
В начале пути художница создавала декорации в русле авангардных решений кубизма, а затем под внешним давлением эволюционировала в сторону официально признаваемого реализма. Елена Михайловна создала костюмы и декорации к постановкам «Корневильские колокола» Робера Планкетта (1925), «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта (1926), «Гаспарон» Карла Миллёкера (1935), «Горячее сердце» Александра Островского (1935), «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера (1940), «Гамлет» Уильяма Шекспира (1946, 1955).
Е.М. Бебутова, Подготовительный набросок к картине «Цирк», 1920-е.
Е.М. Бебутова, Цирк. 1922 г. Холст, масло. 68,7 х 71,5 см. Частное собрание, Москва.
Источник: liveinternet.ru
Важной вехой в творческой жизни Елены Бебутовой была совместная с Павлом Кузнецовым выставка 1923 года. Выставка, с успехом прошедшая в Москве, была отправлена в Париж. Полгода Бебутова и Кузнецов были во Франции: они много общались с художниками, с семьёй Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, Пабло Пикассо. Воспоминания Елены Бебутовой об этих встречах частично опубликованы в книге искусствоведа Аллы Русаковой, посвященной Павлу Кузнецову.
В 1924 году после возвращения в СССР Елена Бебутова поучаствовала в учреждении общества «Четыре искусства» (1924–1931), председателем которого избрали Павла Кузнецова. В это время авангардное русское искусство испытывало сильное идеологическое давление. Елена Михайловна, как и многие художники, приспосабливалась к новым требованиям, в этот период она много работала над натюрмортами.
Произведения Бебутовой экспонировались на юбилейных выставках «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 в Ленинграде, в 1933 — в Москве. Произведения Елены Михайловны находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в ЦГАЛИ, Пермской художественной галерее и Радищевском музее в Саратове.
Е.М. Бебутова (1892-1970). Браковщицы. Розлив нарзана. 1932 г. Холст, масло. 131 х 134 см.
Ульяновский художественный музей.
Елена Михайловна Бебутова у своей картины «Браковщицы. Розлив нарзана». Фото 1932 года.
Источник: liveinternet.ru
В начале 1970-х годов официальные наследники Павла Варфоломеевича Кузнецова и Елены Михайловны Бебутовой — Павел Михайлович Кузнецов, Ольга Михайловна Дурылина, Валерия Валерьевна Бебутова — передали в дар музею имени А. Н. Радищева свыше четырёхсот живописных полотен.
На обложке: П.В. Кузнецов, Портрет Елены Михайловны Бебутовой с веерами. 1918.
Холст, масло. 134,5 х 115,4 см. Ярославский художественный музей.
Источник: liveinternet.ru