Астраханские братья Зурабовы — купец и фотограф
Слава об армянских купцах Астрахани начинается с XIII века, когда на берегу Итиля (Волги) вырастает большой торговый город Золотой Орды Ас-Тархан. Об этом рассказывает книга историка Александра Черёмина «Старая Астрахань. XIII —XVI вв.». Название Астрахани происходит от сложения двух слов — народа «ас» — потомков сарматских племен и «тархана» — грамоты, освобождающей от уплаты пошлины.
Армянские купцы Астрахани играли в торговле ключевую роль. По свидетельствам историка, это определяется и географическим положением города, и длительностью существования общины, и степенью развития органов самоуправления, и исключительной ролью общины в экономической лизни города и региона, и заметным вкладом в общественную и культурную жизнь армянского народа.
Установлено, что местная община возникла не в результате какого-либо единовременного акта или массового переселения армян (как это было во многих других случаях), а путем постепенного проникновения и обоснования.
Дома, принадлежавшие в разное время армянским купцам, сегодня украшают исторический центр города. Так, в здании купцов Агамжановых, позже известном как «Дом Сергеевой», сегодня размещается госпиталь Каспийской флотилии. В бывшем доходном доме Артемия Тавризова, почётного благотворителя Агабабовского армянского училища, когда-то располагалось отделение Русского торгово-промышленного банка: квартиры управляющего, бухгалтера, кассира, контора — занимали верхние этажи, внизу располагались: магазины, аптека, страховое общество и клиника врачей Краснова и Зумерова.
Как пишет сайт rusotdih.ru, здание было построено в 1896-1907 годах по проекту губернского архитектора Адама Сигизмундовича Малаховского, известного астраханского архитектора, автора проектов утраченного летнего театра в парке «Аркадия», дома И.В. Меркульева, здания почтовой-телеграфной конторы, здания армянского благотворительного общества — богадельни, а также вероятно зданий гостиниц «Европейская» и «Большая Московская» (комплекс широко известный под единым названием — гостиница «Астраханская»).
Известно, что в Астрахани проживал купец Яралов, на его пароходе из Нижнего Новгорода плыл в Казань император Николай I в августе 1836 года. Плавание было совершено в рамках больших инспекционных поездок императора по внутренним губерниям империи, предпринятых в годы реформирования местного управления и накануне принятия «Наказа губернаторам». Пароход Яралова был грузовым, и его пришлось переделывать в пассажирский под нужды государя.
Как рассказывают казанские историки: «Побыв несколько дней в Нижнем Новгороде, он намеревался продолжить путь в Казань посуху. Правда, дождливая погода внесла коррективы в его планы. Поэтому решили использовать пароход, принадлежавший астраханскому купцу Яралову. Нужно заметить, что в то время пассажирского флота еще не было. Так что пароход срочно пришлось переделывать из грузового в пассажирский. На палубе устроили помещения для кухни; в трюме отвели три отделения для ближайшей свиты, а для самого императора определили большую комнату, обив ее дорогими обоями».
В 1860-1870 годах в Астрахани коммерчески успешным стало фотодело. Помимо указанных ранее в 1867 году в городе работают еще два других фотографических заведения: «Русская фотография» в Табачном ряду (улица Кирова) против дома купца Макарова и фотография Крюгера на Полицейской (Кирова) улице в доме купца Зурабегова. Особенно возрос интерес к фотографии, в том числе и к семейной, после посещения Астрахани Александром II в сентябре 1871 года, когда одно ателье стало предлагать «большой выбор копий с портретов императорской фамилии, писателей и всех замечательных лиц. Цена за карту — 10 копеек, за кабинетный портрет — 25 копеек». Постоянно действует система скидок при заказе большого количества фотографий.
В 1872 году пожелал открыть свое фотоателье армянин Николай Никитич Зурабов, мещанин, состоящий в привилегии, брат известного астраханского купца, владельца нескольких магазинов Захара Никитича Зурабова. Возможно, ателье было открыто раньше. На оборотной стороне фирменного паспарту Зурабова в медальонах изображены портреты родоначальников фотографии, и стоит дата «1865». «Санктъ-Петербургскую фотографию Н.Н. Зурабова в Астрахани» владелец открыл во втором участке шестом околотке тринадцатом посте на Канаве около Армянского (Земляного) моста в доме родного брата. До сих пор этот участок Канавы, к счастью, оказался нетронутым, сохранился и дом Зурабова.
Трудным и непредсказуемым оказалось это дело, поэтому некоторое время спустя Николай Никитич передает свое ателье московскому мещанину Ивану Ивановичу Яковлеву. Но тяга к фотографии продолжала жить в душе, и в 1875 году он снова начинает заниматься любимым делом, а летом 1877 года берет новое свидетельство.
Судя по количеству фотографий, хранящихся в музее, а их пять, фотография Н.Н. Зурабова была востребованной. Она находилась рядом с Армянской слободой, и астраханские армяне были ее главными заказчиками. Среди имеющихся в музее фотографий — три портрета и два групповых семейных снимка. На одной из портретных фотографий изображен протоиерей армянского Успенского собора Мельхиседек Иванович Калантаров. На семейном фото — Рох Гинтылло с женой. Вторая семейная фотография «Портрет матери и сына. 1875 год» интересна не только изображением, но и красноречивой надписью на обороте: «1875 года 13 июня прибыла к нам родительница в Астрахань, а отправилась из Астрахани 2 на 3 июля в 12 ночи того же года». Видно, писавшего переполняли сыновние чувства, да и вряд ли мог он представить, что эта фотография спустя многие годы окажется в музее. Нет имен изображенных, но есть дата, очень важная для истории астраханской фотографии.
ИСТОЧНИКИ:
- Издание «Волжская коммуна» Император I — основатель Самарской губернии | vkonline.ru
- Астраханские фотографы 1860-1870 годов | astrahanfoto.livejournal.com
- В.А. Хачатурян. Армянская колония Астрахани (середина ХVI - начало XX вв.) | cheloveknauka.com
- Г.Г. Нугманова. Монарх и архитектурный процесс в провинции: Николай I в Казани | cyberleninka.ru