Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Побеждённые телом, но непокорённые духом. Результаты Аварайрской битвы 451 года

26 мая 451 года произошло одно из самых значимых событий в истории Армении — знаменитая Аварайрская битва. Это сражение — один из символов бессмертия армянского народа, его свободы и христианского духа.

Аварайрская битва, миниатюра XV века. Источник: google.com

Аварайрская битва среди самых великих и страшных побоищ в истории Армении. Она произошла на Аварайрском поле и была направлена против насильственного насаждения зороастризма. Армения к тому моменту была уже христианской страной со сложившейся культурой и развивающимися литургическими традициями.

Как это было?

Руководил армянским войском легендарный полководец, спарапет (почётное воинское звание в Древней Армении.— Прим. ред) Вардан Мамиконян.

66 тысяч армян встретились на Аварайрском поле с 200-тысячной персидской армией Сасанидов. В ходе сражения обе стороны понесли невосполнимые потери. Сам Вардан Мамиконян погиб в бою, навеки закрепив за собой статус героя и спасителя армянского христианского народа. Стал символом свободы армянского духа.

В чём была причина войны?

Поводом для открытого конфликта стала попытка Сасанидов открыть храм огня в одном из армянских населённых пунктов. Зороастризм пытались насаждать точечно и стихийно — персы просто стремились захватывать армянские христианские церкви. Жители Армении восприняли в штыки намерение персидских жрецов закрыть церкви в пограничном селении Ангх. Крестьяне отреагировали бурно и вытолкали жрецов — поколотили их дубинами и метали в них камнями из пращей. Началось восстание, которое к весне 450 года уже охватило всю персидскую Армению. У повстанцев появились и лидеры —  Васак Сюни и  Вардан Мамиконян. Армяне рассчитывали на помощь Византии. Но так случилось, что их предал император Маркиан, который заключил договор с персами. В этом документе Византия обязывалась не оказывать военной помощи армянам. Что и произошло.

Карта боевых действий. Источник: armenia-am.livejournal.com

Были у повстанцев и союзники — Вардану Мамиконяну удалось заключить соглашение против Сасанидов с эфталитами, однако эти успехи были сведены на нет действиями Васака Сюни. Васак предал армян, так как его сыновья находились в заложниках у шаха Йездигерда II. Персы манипулировали Васаком, и он, чтобы спасти сыновей, сначала пытался призвать народ к лояльности к персам, но, не добившись успеха, вместе с некоторыми нахарарами из знатных фамилий просто перешёл на сторону персов.

В апреле 451 года Йездигерд II, убедившись что византийский император Маркиан индиферентен к армянам, направил против повстанцев большую армию под командованием Мушкана Нисалавурта, к которой присоединился и Васак Сюни со своими сторонниками. Узнав о походе сасанидской армии, Вардан собрал в Арташате 66-тысячную армянскую армию, где обратился к воинам с пламенной патриотической речью, описанной в армянских источниках.

Решающее сражение произошло 26 мая 451 года на Аварайрском поле. Известно, что Вардан Мамиконян использовал грамотную военную стратегию, разделив войско на три части. Сам военачальник встал во главе левого фланга, понимая, что наиболее хорошо подготовленная часть персидского войска дислоцирована именно слева и ударит в первую очередь оттуда.

Аварайрская битва. Армянская миниатюра XVI века. Источник: google.com

Сражение было долгим и утомительным. Трагически погибло много воинов. Пал и Вардан Мамиконян, чей подвиг вдохновил повстанцев не сдаваться даже после поражения.

Потеряв своего лидера и проиграв сражение, армяне перешли к партизанским действиям. Это не понравилось персам. Это подтачивало их авторитет и мешало насаждать огнепоклонство. В ответ шах Йездигерд II устроил показательную казнь, подвергнув мучительной смерти армянского католикоса и целую группу армянских священников. В Армении начали насильно насаждать зороастризм, но к ожидаемым результатам это не привело. Армения досталась персам разоренной пустыней, из которой невозможно было извлечь ни налогов, ни воинов. После долгих раздумий, шах решил отказаться от первоначального плана и разрешил армянам исповедовать христианство. Так армяне смогли сохранить свою идентичность.

При оформлении обложки использована армянская миниатюра XV века из собрания Института древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца .

Источники:

  • Лазарь Парпеци. «История Армении», V век.

  • Егише (Елише). «О Вардане и войне армянской», V или VI век.

  • Тер-Саркисянц А.Е.; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в.. — 2-е издание. — Восточная литература РАН, 2008. — 676 с. 

  • «История Егише Вардапета» (Борьба Христианства с учением Зороастровым в пятом столетии, в Армении). Перевод с армянского П. Шаншиева. Тифлис, 1853.