Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Островок Арцаха в Ереване, или Как живёт Гадрутский центр детского творчества

Армянский музей Москвы публикует очерк Евгении Филатовой о Гадрутском центре детского творчества, эвакуированном во время 44-дневной войны в Ереван. Обстоятельства сложились так, что преподавателям, родителям и детям пришлось остаться в столице Армении. Администрация выделила центру помещение в одном из ереванских зданий, арцахское государство продолжает платить учителям зарплату, ну а всё остальное — краски, бумага, шёлк для батика — всё это появляется с помощью добрых людей. Приходится непросто, но центр продолжает жить и сохранять гадрутские традиции.

Директор Гадрутского ЦДТ Ира Тамразян, завуч Надежда Саркисян и их воспитанники на выставке-ярмарке «Дары Арцаха» в Ереване (30.05.2021). Фото: © Евгения Филатова

В Ереване, в районе Третьего участка, есть красивый шестиэтажный дом из розового туфа. Раньше в нём располагалась некая организация, но долгое время это здание не выглядело оживленно — пожалуй, лишь жители домов по соседству проходили через его уютный дворик, сокращая путь к остановке транспорта. С конца осени 2020 года всё изменилось — дом ожил. Уже на подходе к нему от дороги встречаются группы людей, подростки, мамы с детьми, пожилые пары. Прислушавшись к их речи, замечаешь общую черту: все они между собой говорят на арцахском диалекте. 

Да, этот дом ожил из-за беды. Теперь в нем размещается оперативный штаб Арцаха в Ереване. Здесь открылись офисы представителей районов, потерянных в результате осенней войны, а с декабря работает Гадрутский центр детского творчества. До войны это был успешный процветающий центр с филиалами, разбросанными по нескольким селам Гадрутского района. Ныне же он находится на улице Гарегина Нжде, 23 — в доме, ставшем маленьким Гадрутом в Ереване. 

Вход во двор Оперативного штаба Арцаха в Ереване. Фото: © Евгения Филатова

У калитки встретилась семья с тремя подростками: они несут большие пакеты с одеждой. Ведь штаб Арцаха — это центр решения социальных вопросов перемещенных жителей и место сбора и распределения гуманитарной помощи людям, которые уехали во временную, как они думали, эвакуацию тёплой осенью с пустыми руками и в летней одежде, а в итоге лишились абсолютно всего. Слева при входе — стенд с названием центра и фотографиями Гадрута. 

Внутри, на первом этаже, составлены столы, на которых лежат рисунки и краски — недавно закончилось занятие по рисованию. На стенах развешаны готовые работы, тематика которых неизменна. Дети, не сговариваясь, выбирают её сами: родной город, родные села, их защитники-солдаты, символика Арцаха, родные потерянные дома.  

Благотворительные выставки детских рисунков в помощь центру

Работы воспитанников Центра. Фото: © Евгения Филатова

Мужчина, окруженный детьми и педагогами, деловито фотографирует развешанные на стенах рисунки. Какое знакомое у него лицо… Да это же известный композитор Ара Геворкян, автор всеми любимой композиции «Арцах»! Подходишь, здороваешься, и завязывается беседа. 

— Что я здесь делаю? Помогаю, — отвечает на вопрос музыкант. — Вот, готовимся к зарубежной выставке, фотографирую работы ребят. Знаете, многие дети пострадали в результате этой войны и нуждаются в помощи. Дети должны иметь возможность приходить сюда и заниматься, как они занимались в кружках в родном Гадруте. Я уже организовывал выставки-продажи работ других арцахских ребят в Австралии, в картинной галерее Сиднея, в Нью-Йорке. Вырученные средства направлялись на медицинскую и прочую помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем. Сейчас я помогаю Гадрутскому детскому центру приобретать материалы и инструменты для творчества. Весь финансовый результат от благотворительных выставок направляется на нужды этих детей. Скоро пройдет мероприятие в Москве, в планах — выставка в Буэнос-Айресе, в Иране и в Бейруте. А вот эту работу видите? Её нарисовала талантливая девочка Ася, сейчас она заканчивает школу и ей обязательно нужно учиться дальше, развиваться как художнику, и я решил, что должен обеспечить ей возможность учебы на художественном факультете в вузе. 

Спасибо, маэстро! Этот разговор был в марте, и благотворительная выставка-продажа в Москве уже прошла, причем с большим успехом — все работы раскупили: и детские рисунки, и украшения, и великолепные батик-шарфы и платки, сделанные мастером Наирой Айриян из села Мец Тагер. На эти средства, как и хотели, гадрутцы приобрели материалы для дальнейшей работы. 

Справа налево: Директор ГЦДТ Ира Тамразян, композитор Ара Геворкян и одаренная выпускница Ася Авагимян. Фото: © Евгения Филатова

Как орнаменты на гадрутских свадебных носках и гадрутский диалект помогают сохранить культурный код арцахцев

Кабинет директора центра Иры Тамразян можно назвать штабом в штабе. Здесь всегда многолюдно и живо. Дети, учителя, родители, посетители, бесконечные телефонные звонки, наставления юным художникам — Иру Оганесовну, педагога и руководителя с 45-летним стажем в сфере культуры и образования, хватает на всё. Атмосфера при этом в кабинете не суетливая и по-семейному теплая. Взгляд упирается в вертикальное шёлковое полотно возле окна — это традиционная роспись «Дизак», копия с ковра 1888 года. А на другой стене — интересный триптих, роспись по дереву на сюжеты Минаса Аветисяна. На полочках разложены украшения из бисера и несколько пар вязаных носков — каждая с правильно выполненными неповторимыми, именно гадрутскими узорами. Особая технология изготовления традиционных носков для невесты շաթալ (шатал) уходит в далекую старину, беря начало в XVII веке в гадрутском селе Цор. «Эти орнаменты — наше нематериальное наследие, наш гадрутский почерк, код опознания, передаваемый от бабушек к внучкам из поколения в поколение. Его не перепутать ни с каким другим. Меня тоже в детстве бабушка научила их вязать. Здесь, как и на коврах, всё продуманно — краски, рисунки, их сочетание и последовательность. Со временем это стало забываться, но мы восстановили традицию изготовления наших вязаных носков, — Ира с гордостью акцентирует внимание на этих предметах национального костюма. — Вот эти образцы связали взрослые, но мы обязательно обучим этому и детей».

Украшения из бисера и гадрутские традиционные носки «шатал». Фото: © Евгения Филатова

Одновременно в смежном помещении проходит занятие по бисероплетению, а за директорским столом работает 15-летний Ален Арзуманян. Он поставил перед собой телефон с фотографией церкви XVII века Спитак Хач и рисует любимую церковь гадрутцев. «Ալեն, սիպտակը խառնե» («Ален, смешай белый» на гадрутском диалекте), — советует мальчику Ира, а позже поясняет, что Гадруте учителя вели занятия с детьми исключительно на литературном армянском, но здесь, в Ереване, решили: так как теперь ребята постоянно находятся в «ереванской» языковой среде, в детском центре будут разговаривать «по-нашему». «Наш диалект это ценность, которую мы обязаны сохранить», — говорит Ира.  

Рисунок церкви Спитак Хач. Автор - Ален Арзуманян, 15 лет. Фото: © Евгения Филатова

На ереванскую локацию гадрутцы перенесли и названия родных мест. Ира продолжает рассказ: 

— Звонишь кому-то из наших, спрашиваешь: «Ты где?» — «Иду от Хорн Ахпюра к Ере базару». Вот это здание они называют Хорн Ахпюр — в центре Гадрута это родник под деревом, излюбленное место сбора гадрутцев. А площадь Третьего участка стала для нас Ере базаром. [Յերե — диалектная форма слова վերին, «верхний». – Прим. ред.] Видели стенд при входе с фотографией церкви Спитак Хач? Люди подходят к калитке штаба, останавливаются, молятся у своей церкви, изображенной на фотографии, и им становится легче… Все гадрутцы приходят сюда не только за помощью в штаб или на занятия в наш центр, но и просто пообщаться с земляками. Это наш островок Гадрута в Ереване, будто родной гадрутский дом. Конечно, сюда приходят не только жители Гадрутского района, но и шушинцы, и перемещенные жители других мест Арцаха, но наших больше всего — ведь свыше 13 тысяч гадрутцев, горожан и сельчан, лишились своих домов. 

Работы воспитанников Центра. Фото: © Евгения Филатова

В тот день мы долго общались с Ирой и другими педагогами. Воспоминания, рассказы о родине лились рекой. На столе лежит книга о селе Мец Тагер, его истории, достопримечательностях, там много фотографий, в том числе и виды на гору Тогасар в незнакомом ракурсе. Рассматриваешь их и достаешь свой телефон с фотографиями других мест Гадрутского района, где удалось побывать перед войной. «Ах вот как выглядит наша гора от подножия Дизапайта — совсем по-другому!» — женщины смотрят на снимки, сожалея о том, что не всем удалось лицезреть эти виды в реальности. Казалось бы, всё рядом, всё неизменно, и кто бы мог подумать о том, что это может стать недоступным…

Подсолнухи из родного дома

«Подсолнухи». Фото: © Евгения Филатова

Когда ребята разошлись, Ира взялась за начатую вышивку «Подсолнухи». «Это ваша новая работа?» — «Нет, я воссоздаю старую, которая осталась у меня дома в Гадруте. Посмотри сюда», — она взяла телефон и включила видео. В кадре чья-то рука показывала на гобелен с подсолнухами, а за кадром звучал голос на азербайджанском языке.  

— Они пришли в мой дом, сделали видео и выложили его в YouTube. Взяли этот гобелен, обсуждают его — говорят, нравится. Сняли крупно, а я смотрю и делаю копию этой моей работы. На других азербайджанских видео из Гадрута мы видели, что они сожгли дома в районе Ере базара — они же знают, что это наш старый исторический квартал, поэтому и уничтожили его в первую очередь. И мы приняли такое решение: мы будем рисовать наш город, все уголки, все улочки, старинные дома, у кого что осталось в памяти. Мы должны зарисовать Гадрут, сохранив его маслом на холстах — так работы будут долговечными. Хотим сделать что-то вроде каталога, чтобы потом, когда мы вернемся, мы смогли по этим картинам восстановить и воссоздать наш разрушенный город. 

Гончарная мастерская имени Ваагна Аванесяна или «Когда мы вернёмся»

С мэрами Еревана и Степанакерта на выставке-ярмарке «Дары Арцаха». Фото: © Евгения Филатова

«Когда мы вернемся». Эта фраза звучит здесь ото всех спокойно и уверенно, и не мечтательно, а вполне буднично. Завуч Надежда Саркисян делится подробностями сегодняшней работы центра и планами:  

— Пока мы здесь, в Ереване, решено освоить новые ремесла, чтобы впоследствии, когда вернёмся домой в Гадрут, открыть новые кружки и расширить сферу нашей деятельности. Сейчас у нас есть секции бисероплетения, гобелена, деревообработки, танцев, вязания. Собираемся изучить валяние. Новое направление — батик. У нас обучаются и родители учеников с перспективой работать педагогами в кружках. Мы работаем и в регионах Армении. Педагоги по ковроткачеству находятся в городе Масис — там тоже много наших. Работаем дистанционно, индивидуально и в кружках. В Гадруте у нас было 39 кружков с центром в городе и филиалами в 7 селах. Мы их сохранили, кроме кружка гончарного дела — у нас сейчас нет педагога, оборудования и материалов.  

В Гадруте у ребят был педагог по гончарному делу. Уроженец села Азох 18-летний Ваагн Аванесян рано и успешно освоил ремесло. Студент шушинского ремесленного училища «Езник Мозян», три года назад он окончил курсы гончарного дела и стал совмещать учебу с работой с детьми. В прошлом году он пошёл в армию, служил в Мехакаване и параллельно обучал гончарному делу детей военных. Осенью 2020-го Ваагн погиб, защищая Родину. «Когда мы откроем гончарную секцию, дадим ей его имя, — говорят Ира и Надежда, — это наша главная цель, которой мы обязательно добьемся». 

Батик. Фото: © Евгения Филатова

Мальчик из телевизора

На занятии по бисероплетению среди девочек неожиданно замечаешь мальчика. Это 12-летний Тигран из села Мец Тагер. Вспоминаешь, что недавно его показывали в сюжете одного из телеканалов. На вопрос журналиста, что бы он хотел здесь, в Ереване, он ответил: «Ничего, кроме возвращения домой. Мне предлагали подарить здесь кошку или собаку, но я отказался — мои кошка и собака остались дома, в Мец Тагере, они ждут меня там, я скучаю по ним, и другие мне не нужны». В центре детского творчества Тигран решил научиться работать с бисером, сплести браслеты и украшения на продажу, чтобы самостоятельно купить себе роликовые коньки. 

— Наш Тигран молодец, — улыбается Надежда. — Вообще-то мы всегда к этому стремились — обучали детей с целью, чтобы впоследствии они смогли зарабатывать. В Арцахе на фестивалях, ярмарках-распродажах изделия наших учеников хорошо продавались, а на вырученные средства мы покупали материалы и необходимые вещи для развития нашего дела. Благотворительные организации и неравнодушные люди, частные лица, помогают нам приобретать материалы. И за свой счет мы тоже их покупаем. После войны нам было необходимо выходить из стресса, занять свои руки и голову. В первую очередь мы купили пяльца, бисер, спицы, иголки и занялись своим любимым делом. 

О секции ковроткачества, для которой нужен станок

Чего не хватает центру? Многого: ниток для вышивания гобеленов, красок, шёлка для батика. Нет и станка для ковроткачества. В Гадруте всё было, в том числе и секция ковроделия. Центр владел тремя двусторонними станками и рамками для карпетов. Был даже открыт филиал в Мец Тагере — в селе, издавна славящимся ковроткачеством, и работали там по старинным технологиям. Сейчас у центра есть мастера по ковроделию, которые могут этим заниматься, но, к сожалению, не на чем работать. До войны центр принимал участие в ежегодном конкурсе ковров в Шуши, который организовывало министерство культуры, представляли работы, выполненные и детьми, и взрослыми, и всегда занимали призовые места – за карпеты, горги и вышитые ковры. В жюри были специалисты не только из Арцаха, но и из Еревана. Центр хорошо знают и в «Мегерян Карпет». Увы, в Ереване гадрутцы могут только вышивать ковры, но не ткать их. О станке приходится только мечтать.

Девочки вышивают гобелены во время работы выставки-ярмарки в центре Еревана. Фото: © Евгения Филатова

Ира Тамразян добавляет:  

— Наш специалист, который сейчас живёт в Масисе, делает карпеты, но если у нас появится станок и средства на нитки, то мы откроем там секцию ковроткачества. Кроме того, у нас есть мастерицы, которые хорошо шьют. Хотелось бы открыть здесь швейный цех, чтобы они могли работать и зарабатывать. Площадь здания позволяет — можно открыть и небольшой кондитерский цех. Спасибо государству — мы не платим здесь за коммунальные услуги, а работа нашим людям очень нужна. Мы существуем без дотаций, получаем зарплату, какую получали в Гадруте, поэтому на материалы зарабатываем сами, чтобы сохранить и развивать кружки, которые мы здесь открыли. Нам помогает Ара Геворкян, он наш Ангел Хранитель, и мы очень признательны ему. А вообще дом тут большой, мы хорошо разместились, наверху сделали оборудованный спортзал для занятий боксом, и танцевальный зал тоже. Наши юные боксеры будут принимать участие в республиканских турнирах и соревнованиях. 

На сегодняшний день в Гадрутском центре детского творчества обучаются 320 детей. Кроме Еревана, филиалы центра работают в Эчмиадзине, Масисе, Абовяне и Ванадзоре. Дети занимаются в кружках рисования, вышивки, бисероплетения, батика, резьбы по дереву, моделирования одежды, в танцевальном, музыкальном (доол), в секции бокса. Самостоятельно или вместе с наставниками делают украшения, сувениры, сумки, аксессуары, скатерти, расшитые чехлы для подушек. С конца апреля им предоставлено помещение для секции гончарного дела и новый класс — ребятам подарили три компьютера, они начали осваивать художественные компьютерные программы и, кроме того, занимаются здесь батиком, а с недавних пор даже иностранными языками — французским и английскиим: с ребятами приходят заниматься волонтеры из французской молодежной благотворительной организации SOS. Рядом — новое помещение для кружка гончарного дела, а гончарный круг будет приобретен на средства, вырученные на выставках.  

Вместо послесловия

Акция у представительства ООН в Армении. Второй справа — Тигран, четвертый — Ален. Фото: © Евгения Филатова

Сейчас дети готовятся к выставке в городе Льеж — с ГЦДТ связался директор культурного центра Арцаха в Бельгии «Аракс» и предложил отправить им работы.  

30 мая муниципалитеты Еревана и Степанакерта организовали в столице выставку-ярмарку «Дары Арцаха» в поддержку арцахских производителей. Гадрутский центр тоже принял участие. Ереванцам показали итог работы за полгода и заодно познакомили их Гадрутом в рисунках детей. «Мы хотим, чтобы в Армении знали наш город, наш район, наши традиции и искусство», — продолжает Ира. 

Кроме учебы и творчества, подростки вместе со взрослыми участвуют в борьбе за право на возвращение домой и жизнь на своей земле — выходят на акции перед представительством ООН в Армении, держат в руках свои рисунки, на которых изображены родные места, и таблички с призывами и требованиями отреагировать на их проблему. 

Конечно, дети легче, чем взрослые, переносят последствия войны и трагедию положения беженцев, но они тоже очень тоскуют, и, несмотря на то что в Ереване им доступно несравнимо больше развлечений, чем в родных селах и городе, в котором не было даже детских площадок, не говоря уже, к примеру, об аттракционах, — они просятся домой в Гадрут. 

«С какими бы трудностями мы ни сталкивались, мы любили свой Гадрут, свою землю, и не думали её покидать. Нас держали родные горы, родные стены, наша природа. Ныне мы здесь, в Ереване, но душой там, дома, каждое мгновение. Сейчас там была весна, теперь приходит лето… Зачем оно туда приходит, если оно приходит без нас?…»  

Но оно приходит, а с ним новые планы, новые стимулы жить и творить, воспитывать детей и молодежь, передавая и сохраняя свою историю и уникальные культурные традиции. И если среди читателей этой статьи есть неравнодушные люди, готовые поддержать Гадрутский центр и подарить им ковроткацкий станок — это будет замечательной инвестицей в будущее культуры Армении.

Журналист, блогер Евгения Филатова специально для Армянского музея Москвы

Фото обложки: © Евгения Филатова