Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Арутюн Галенц — художник с грузом страданий целого поколения

Арутюн Галенц (Хармандаян) — пейзажист, портретист, заслуженный художник Армянской ССР. Родился в 1910 году в западноармянском городе Кюрюн (ныне в Турции). Точная дата рождения Галенца неизвестна. Ему было всего 5 лет, когда он потерял своих родителей во время Геноцида армян. Родители Арутюна — Тиратур и Алмаст — были состоятельными людьми, владели фабрикой ковров и шалей, продукция которой экспортировалась в Европу. В семье было четыре сына, Арутюн — третий из братьев.

Арутюн Галенц. Фото: ru.hayazg.info

В годы Геноцида армян Арутюн и его братья были чудесным образом спасены от зверств и мучительной смерти. После долгих скитаний в бесконечных рядах караванов беженцев матери Арутюна все-таки удалось увезти сыновей в Сирию. Она нашла приют для армянских сирот, после чего скончалась в больнице. В школе приюта Арутюн проучился в начальных классах.

Арутюн Галенц слишком рано пришел к самостоятельной жизни. Ему только исполнилось десять лет, когда он покинул приют и нашел временное жильё у своего дяди. Отложив чтение и письмо, юный Галенц посвятил себя единственной своей страсти — искусству. Он учился каллиграфии и пытался работать масляными красками.

13-летний Арутюн Галенц в Алеппо. Фото: galentz.am

1923

Арутюн познакомился с армянским художником Оником Аветисяном, который тогда учился в Венской школе изящных искусств и проводил лето в Алеппо. Летом Галенц около 2–3 месяцев брал уроки живописи у него. Это была первая профессиональная школа юного живописца. Заметив талант юноши, Оник Аветисян приобрел одну из работ Галенца, чтобы поощрить его.

1927

Галенц прожил в Алеппо до 17 лет. После этого он переехал в ливанский Триполи, куда ранее уехали два его старших брата, где они открыли фотостудию «Харманд» (вывеска до сих пор висит на фасаде полуразрушенного из-за военных действий в Триполи здания). Он арендовал студию, начал писать и продавать портреты и другие картины, тем самым потихоньку становясь известным в некоторых кругах. Именно здесь он познакомился с французским художником Клодом Мишле, положив начало их длительной дружбе и сотрудничеству. Они много путешествовали вместе по Ливану и Сирии, устраивая различные выставки-продажи.

Арутюн Галенц и его брат Вардевар Хармандаян в студии «Харманд». Фото: galentz.am

Логотип студии «Харманд». Фото: galentz.am

1930

Арутюн Галенц переехал в столицу Ливана — Бейрут, где по просьбе Мишле начал руководить Художественной студией, примыкающей к мастерской Мишле, проводя занятия живописью и графикой. Вскоре после этого он основал собственную студию. В 1931 году Галенц принял участие в выставке молодых художников, а в 1932-м стал одним из инициаторов создания Союза любителей искусства. Позже он заложил основу для создания Союза художников Ливана. Галенц был одним из активных членов этой организации. Фактически он участвовал во всех групповых выставках, а также создавал персональные. У него был широкий круг интересов: помимо живописи он занимался живописным дизайном и монументальной скульптурой, сотрудничал с различными журналами, газетами и издательствами, оформляя книги.

Арутюн Галенц в Художественной студии, Бейрут. Фото: galentz.am

Клод Мишле. Фото: galentz.am

1938-1939

Художник познакомился с Армине Паронян в своей студии в Бейруте. Она переехала в Бейрут из Алеппо, чтобы учиться у Галенца. В мае 1938 года художник представил свой «Портрет бедуинской женщины» на выставке Союза любителей искусства. В 1939-м он представил свою 7-метровую горельефную скульптуру в Ливанском павильоне на Международной выставке в Нью-Йорке, получив почетные грамоты правительства Ливана и Выставочного комитета.

Арутюн Галенц и Армине Паронян в студии, Бейрут. Фото: galentz.am

1940

По заказу Армянской апостольской церкви Галенц создал фигуру Святой Марии для алтаря в церкви Святого Ншана в Бейруте. Тигран Гупесерян был архитектором, приехавшим в Бейрут из Франции, и они с Галенцем стали близкими друзьями.

1943-1944

В этом году Галенц написал портрет Клода Мишле, представив его на выставке Союза художников Ливана 8 июля. Также в 1943 году в бейрутской церкви Святого Ншана Арутюн Галенц и Армине Паронян поженились под покровительством Святой Марии у алтаря, расписанного самим Галенцем. Армен, их первый ребенок, родился в феврале 1944 года.

Эскиз алтаря Девы Марии для церкви Святого Ншана. Бейрут, 1940. Фото: galentz.am

Церемония бракосочетания Арутюна Галенца и Армине Паронян у алтаря церкви Святого Ншана, Бейрут, 1943. Фото: galentz.am

Галенц со своим сыном Арменом. Бейрут, 1944. Фото: galentz.am

1945

Арутюн Галенц создал объемную мозаику для вестибюля отеля «Риджент» в Бейруте, который был разрушен во время войны, а также украсил купол монастыря Зммар в Ливане.

1946

Галенц становится членом Союза художников Армении, а в октябре у него родился второй сын — Саро.

1947

Как и другие репатрианты, Галенц получил участок земли за пределами Еревана, в незаселенном районе. Широкая кампания советских властей стала для Арутюна Галенца стимулом к переезду в Советскую Армению. В мае Галенц прибыл на родину вместе с женой Армине и сыном Арменом. 27 апреля Арутюн и Армине Галенцы вошли в число 14 художников, участвовавших в первой выставке работ художников и скульпторов, репатриированных в Армению из-за рубежа (Ливан, Сирия, Румыния, Болгария, Иран). Выставка проходила в Доме художников Еревана. Со вступительной речью на выставке выступил Президент Союза художников Советской Армении Мартирос Сарьян.

Армен и Саро Галенц — дети Арутюна. Фото: galentz.am

Выставка репатриированных художников, организованная в Союзе художников Армении в 1947 году. Фото: galentz.am

1948

Очередная выставка, состоявшаяся в Союзе художников Армении в апреле 1948 года, стала для Галенца роковой. Согласно критике, опубликованной в газете «Коммунист», центральном органе советской власти, Галенцу было рекомендовано избавиться от влияния буржуазного искусства, а лозунг борьбы с формалистическим, декадентским и другими чуждыми советскому искусству течениями послужил основанием для лишения Галенца членства в Союзе художников. В результате Арутюна Галенца больше не допускали к участию в ежегодных союзных художественных выставках, тем самым он, сам того не желая, оказался вне творческой среды, лишившись и без того редких государственных заказов. Более того, художники, попавшие в такое же положение, считались «тунеядцами» и подлежали уголовному наказанию, вплоть до ссылки. С этого года у художника начинается период безделья и нищеты при его скудном заработке, обусловленном, как говорил сам Галенц, «халтурой». Галенц, по сути, перестал творить.

Автопортрет. 1953 год. Источник: galentz.am

Портрет жены. 1947 год. Источник: galentz.am

1951

На заседании Союза художников СССР было принято решение восстановить кандидатуру Арутюна Галенца в качестве члена Союза художников. В середине 50-х годов наметилась небольшая ремиссия напряжения, депрессии и вынужденного безделья. Студия Галенца начала возрождаться, превращаясь в место встречи ведущих интеллектуалов, ученых, актеров, писателей и непредубежденных личностей.

1957

Арутюн Галенц познакомился с Артемом Алиханяном, известным ученым, всемирно известным физиком, влиятельным человеком и коллекционером произведений искусства, подружился с ним. С тех пор Алиханян стал покровителем Галенца и последователем его искусства. Галенц стал известен в широких кругах интеллигенции Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), а также среди многих ученых из-за рубежа.

«Портрет Артема Алиханяна». 1960. Национальная галерея Армении

Арутюн и Армине Галенц. Фото: galentz.am

1959

Благодаря Илье Эренбургу Галенц познакомился с Левоном Мкртчяном, эта встреча также заложила основу для длительной дружбы. Также 1959 году по собственной инициативе Артем Алиханян выставил работы Галенца в своей квартире в Москве, позже передав выставку Московскому физическому институту. В результате Галенц получил много заказов. Его произведения были приобретены выдающимися российскими учеными, писателями и актерами, такими, как А. Мигдаль, Л. Арцимович, Л. Окунь, С. Капица, И. Эренбург, М. Плисецкая, А. Райкин, Ю. Борисова, Л. Брик, А. Гитович, А. Димшиц. В этом же году художник разработал две афиши к спектаклю «Любовь и три апельсина» в постановке А. Райкина в Ленинградском государственном художественном театре.

Арутюн Галенц с Майей Плисецкой в саду Галенца. Портрет М. Плисецкой находится в ее частной коллекции. Фото: galentz.am

Портрет актрисы Валентины Хмары, 1961. Национальная галерея Армении. Фото: galentz.am

1961-1962

В квартире директора Государственного Эрмитажа в Ленинграде Бориса Пиотровского прошла еще одна «неофициальная» выставка. В этом же году на кафедре русского языка и литературы Ереванского государственного университета должна была проводиться выставка Галенца, но её отменили по приказу свыше. Организатором выставки был Левон Мкртчян, тогда еще молодой лаборант. Приглашения с изображением жеребенка и розы вместе с датой в виде креста на ней стали причиной запрета выставки. Этот вопрос рассматривался на уровне Отдела агитации и пропаганды Коммунистической партии Армении. В 1962 году в Союзе художников в Ереване открылась первая и единственная персональная выставка, когда-либо проводившаяся в Армении при жизни художника.

Приглашение на несостоявшуюся выставку. 1961. Фото: galentz.am

Выставка Арутюна Галенца в Союзе художников Армении, 1962. Фото: galentz.am

1965

Арутюну Галенцу присвоили звание почетного художника Армянской ССР.


«Маки», 1965. Источник: galentz.am

«Весна в нашем дворе», 1967. Частная коллекция. Источник: galentz.am

Арутюн Галенц умер от сердечного приступа в 1967 году в возрасте 57 лет. В своей Книге воспоминаний о Галенце «Прости меня, Арутюн» Армине Галенц написала: «Если бы ты знал, сколько людей пришло попрощаться с тобой, ты бы не умер».

В 1967 году Арутюн Галенц был посмертно награжден Государственной премией Армянской ССР в области литературы и искусства за портреты А. Гитовича, С. Барсегяна, А. Алиханяна, а также за картины «Тюльпаны», «Курдские женщины», «Наш двор», «Весна» и «Разданское ущелье».

«Курдские женщины», 1964. Источник: galentz.am

Благодаря усилиям Армине Галенц в 1968-м, через год после смерти Галенца, в Ереване была открыта Галерея-студия имени Арутюна Галенца со статусом «неправительственного учреждения», что было беспрецедентно на постсоветском пространстве. Она была открыта для публики даже во время реконструкции дома Галенца, начала его строительства и превращения в музей.

 

Перевод: Нарек Билян

При подготовке статьи использовались материалы сайта galentz.am