Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Александр Григорян – виртуозный портретист и ученик Мартироса Сарьяна

Главная проблема художника, принадлежащего определенной школе живописи – это оставаться самим собой. Труднейшая задача изобразительного искусства. Обучаясь у великих мастеров, творцу необходимо сохранить свое миропонимание, чтобы попытаться его выразить с помощью основных инструментов живописи – цвета и линии. Александра Григоряна эта проблема коснулась больше, чем кого-либо. Будучи учеником Мартироса Сарьяна – поистине великого мастера, школу которого прошло целое поколение армянских художников, – живописец стремился сочетать технические знания с попыткой отображения собственной натуры. Григорян говорил: «Для нас всех было большим счастьем, что рядом с нами – на выставках и в жизни – был Сарьян». Для него школа Сарьяна стала не просто мастерской, где учились азам живописи, а местом, которое выбрало сердце самого художника, ведь подобная мировоззренческая близость двух великих творцов в мировой живописи – настоящая редкость.

Слева: Александр Григорян, Мартирос Сарьян, Сагател Арутюнян. Справа: Александр Григорян, Мартирос Сарьян, Минас Аветисян. Фото: hayazg.info

Александр Григорян родился в 1927 году в городе Ленинакан. Он рисовал с малых лет, поэтому обращения «мальчик» и «художник» были для творца равнозначными – так близко для него было изобразительное искусство. Вот почему карьерный путь художника Григоряну казался единственным. Переехав в столицу, юноша поступил в Ереванский художественный колледж имени Фаноса Терлемезяна, а после выпуска – в Ереванский художественно-театральный институт. Живописец еще не окончил свое обучение, когда ему выпал шанс отправиться в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. После стажировки в России Григорян вернулся в Армению и получил диплом Ереванского института.

Александр Григорян. Ара Прекрасный и Шамирам, 1985. Фото: alexandergrigoryan.am

Стоит отметить, что середина XX столетия стала тем периодом, когда у молодых художников, в число которых входил и Григорян, появилась возможность общаться с Сарьяном, учиться у него новому. Однако слишком активное взаимодействие с маэстро грозило полной потерей индивидуальности, и творцу нужно вести постоянный диалог с собой, чтобы не потерять свое лицо на холсте, превратившись в заурядного копировщика или представителя чужой художественной школы.

Слева: Александр Григорян. Фото: Nikoghosyan Cultural Foundation. Справа: Александр Григорян. В мастерской, 1965. Фото: Alexander Grigoryan

Григоряна от этого уберегли наблюдательность, острый взгляд и чувственная натура. Его работам присущи эпичность и праздничность. Но эти черты наблюдаются и у другого великого художника и последователя школы Мартироса Сарьяна – Мгера Абегяна. В чем же их различия? Если работы Абегяна величественны, но несмотря на колоритность им в большей мере присуща пассивность, безмятежность и внутреннее спокойствие, то в работах Григоряна есть вибрирующая энергичность, внутренняя пульсация, неспокойствие души, которое косвенно прослеживается и в пейзажах, и в портретах. Это – своеобразная яркость, динамичность каждой частицы природы, как будто она двигается, кричит через цвета, утверждая свое существование. Художник через свое творчество словно передает саму суть вещей, и экспрессивные мазки лучше всех отображают их внутреннюю вибрацию.

Александр Григорян. Портрет Ваграма Папазяна (слева актер в роли Отелло), 1967. Фото: alexandergrigoryan.am

Наиболее примечательны портретные работы Григоряна, поэтому прежде всего он известен как художник-портретист. Творец писал людей, с которыми поддерживал теплые отношения – писателей, художников, музыкантов. Именно эта теплота, эмпатия передается зрителю. На картинах мастера – не просто суровые лица людей из мира культуры, его герои вызывают симпатию. И в этом большую роль играет виртуозность кисти Григоряна. Вторая важная особенность – артистизм, отображение темперамента и внутренней жизни людей через их внешность. В лицах героев нельзя не заметить проявления беспокойного духа истинных мыслителей с их бурлящей внутренней жизнью.

Александр Григорян. Слева: Арпик, 1955. Справа: Арпик и Арман, 1961. Фото: alexandergrigoryan.am

Особенно интересны портреты женщин, где женский соблазняющий, таинственный темперамент полностью реализуются на холсте. Это высокая чувственность и нежность одновременно. Яркий пример – портреты первой жены и музы художника. Хрупкость и нежность, которые воплощает Арпик Капанцян, поражают своей гармоничностью. Без преувеличения можно сказать, что героиня своим смирением уподобляется Мадонне – такой же женственной и утонченной. Арпик как светская Мадонна словно напоминает, что каждая женщина обладает божественными качествами, каждая достойна любви и восхищения.

Генрих Сиравян, Арпеник Капанцян, Александр Григорян, Лавиния Бажбеук-Меликян, Минас Аветисян. «Выставка пяти», 1962. Фото: Nikoghosyan Cultural Foundation

Также нельзя не отметить «Портрет Ашхен Туманян»: эта работа больше всего контрастирует с другими произведениями, так как в ней нет той жизнерадостной, колоритной палитры. Не зря Мартирос Сарьян, знакомый с дочкой Ованеса Туманяна, особенно высоко ценил эту картину. Портрет Ашхен – это визуализированная история Армении: морщинистое лицо и глубокие глаза героини лишь свидетельствуют о тяжелой истории своего народа. В ее глазах словно кристаллизовался весь исторический опыт. Эта торжественность и одновременно строгость, которая читается в каждой складке лица, удивляет своей глубиной.

Александр Григорян. Портрет Ашхен Туманян, 1959. Фото: alexandergrigoryan.am

Подводя итоги можно сказать, что Александр Григорян был одним из тех немногочисленных художников, сумевших транслировать через свое творчество всю историю народа, находя меткие методы ее отображения. Это философия гедонизма, заразительное любование и поклонение своей родине.

Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

Фото обложки: hayazg.info