Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Старый Арташат: руины древней армянской столицы

Рядом с современным армянским городом Арташат, на склоне возле монастыря Хор Вирап находятся руины: сегодня по ним сложно сказать, что когда-то это была процветающая столица Великой Армении. Называлась она так же, как и сейчас ― Арташат, в честь царя Арташеса I, который основал ее в 176 году до н.э. Сегодня Старый Арташат ― источник ценнейших археологических свидетельств об истории древней Армении.

История города

Арташат ― вполне современный город, административный центр Араратской области Армении. В нем живет около 20 тысяч человек. Однако этот, на первый взгляд ничем не примечательный город, стоит всего в 8 километрах от руин Старого Арташата ― столицы древней Армении, места, веками бывшего центром исторических событий.

Холмы древнего Арташата. Фото: worldhistory.org

Царь Арташес I, первый правитель Великой Армении, основал город Арташат в 176 году до н.э. в месте слияния рек Аракс и Мецамор. Место было идеальным для обороны: окруженное водой с трех сторон и дополнительно защищенное близлежащим мысом Хор Вирап (на котором с III века н. э. располагалась печально знаменитая подземная тюрьма, а затем монастырь). Арташес, выбирая место для новой столицы, ориентировался и на пролегающие рядом торговые пути: Арташат был расположен куда удобнее для купцов, чем предыдущие столицы, Армавир и Ервандашат. Новый город быстро стал крупным узлом между торговым путем по долине Аракса, ведущим в Грецию и Индию, и путем, ведущим на север, к Черному морю. Близость к местным лесам и каменоломням обеспечила новую столицу всеми необходимыми строительными материалами.

Царь Арташес I. Изображение: From East to West: Exhibition of Armenian Historical Postcards (1897-1920) — Berc Fenerci

В новый город Арташес сразу по завершении первого необходимого строительства переселил много людей и перевез много материальных ценностей из старых городов. Вот как об этом рассказывает во II книге «Истории Армении» Мовсес Хоренаци:

«Арташес отправляется к месту слияния Ерасха [Аракса] и Мецамора и, облюбовав здесь холм, строит на нем город и называет его по своему имени Арташатом. Ерасх снабжает его кедровым лесом, так что, построив город быстро и без больших усилий, он сооружает в нем храм и переносит туда из Багараяа статую Артемиды и все идолы предков; однако статую Аполлона он устанавливает вне города, у дороги. Выводит из города Ерванда пленных иудеев, которые были переведены туда из Армавира, и поселяет их в Арташате. Также и всякое великолепие, имевшееся в городе Ерванда, и то, что тот забрал из Армавира, и то, что создал на месте, Арташес, переносит в Арташат. Но в еще большей мере сам созидает его в облике престольного города».

Плутарх, римский историк и автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний» в своей биографии римского полководца Лукулла тоже описывает основание Арташата, но добавляет туда деталь: участие в этом событии Ганнибала, великого карфагенского полководца.

«Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешел ко двору Артакса [Арташеса] Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наметки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении».

Бани в Арташате. Фото: hmn.wiki

Доподлинно неизвестно, насколько правдива эта история, но факт остается фактом: Арташат часто называли и называют «армянским Карфагеном». Такое обращение Плутарх приписывает и самому Лукуллу:

«И хотя Лукулл перепробовал множество настоятельных увещаний, упрашивая их запастись терпением, пока не будет взят “армянский Карфаген” и стерто с лица земли это творение злейшего врага римлян (он имел в виду Ганнибала), ничто не помогало, и он вынужден был повернуть назад».

Страбон же, греческий историк, спустя 100 лет после основания Арташата пишет о нем в XI книге своей «Географии» так:

«Это благоустроенный город и столица страны. Она расположена на схожем с полуостровом выступе, а перед ее стенами кругом проходит река, за исключением пространства на перешейке, которое огорожено рвом и валом».

В итоге Арташат стал самым большим городом Араратской равнины. С высоты его защищала крепость, по-видимому уже тогда существовавшая на вершине Хор Вирап. Арташат также был первым армянским городом, построенным по эллинистическому плану: во время раскопок стало понятно, что существовал крупный городской центр с мощеными улицами, общественными зданиями, банями, магазинами и мастерскими различных ремесленников.

За годами процветания пришли годы войн и разрушений. Ненадолго столицу перенесли из Арташата: царь Тигран Великий в 83 году до н.э. основал новый город Тигранокерт. Однако Арташат вновь обрел свой прежний статус, когда римская армия под командованием Лициния Лукулла (о котором, как упоминалось выше, писал Плутарх) в 69 году до н.э. захватила Тигранокерт в рамках кампании по захвату главного врага Рима ― Митридата VI Понтийского, царя греко-персидского государства Понт. Митридат скрывался в столице Тиграна: тот был его зятем. Когда вскоре после этого, в 66 году до н. э., другая армия, на этот раз под предводительством Помпея Великого, напала на Армению, Арташат был осажден, но Тигран капитулировал, вероятно, чтобы спасти город от разрушения.

Фрагмент барельефа из Арташата. Фото: armradio.am

Между 36 и 34 годами до н. э. Марк Антоний проходил через этот регион, направляясь на войну с парфянами. Римский полководец проиграл битву и по пути домой в Египет вторгся в Армению. Арташат был атакован, а армянского царя Артавазда II взяли в заложники в Александрии.

Между 58 и 60 годами н.э. еще один римский полководец напал на армянскую столицу, на этот раз Гней Домиций Корбул во время римско-парфянской войны 58–63 годов. Корбул пользовался такой репутацией в захвате и разрушении крепостей и поселений, что жители Арташата открыли городские ворота и сдались без боя в 58 году. Корбул позволил мирным людям бежать из города, прежде чем сжечь его. Вот, как это описывает римский историк Тацит:

«Однако горожане, добровольно открыв ворота, отдали себя и свое имущество на усмотрение победителей, и это спасло их от истребления; что же касается Арташата, то, подожженная нами, она была разрушена до основания и сравнена с землей, ибо из-за протяженности городских укреплений удержать ее за собою без сильного гарнизона мы не могли, а малочисленность нашего войска не позволяла выделить такой гарнизон и вместе с тем продолжать войну; покинуть же ее целою и невредимою безо всякой охраны означало бы, что мы не сумели извлечь для себя из овладения ею ни пользы, ни славы. В этом намерении римлян укрепило и как бы ниспосланное богом чудо; в то время как за пределами Арташата все сияло, ярко освещенное солнечными лучами, то, что было опоясано стенами, внезапно скрылось за полыхавшей молниями черною тучей, так что казалось, будто сами боги враждебны городу и он обрекается ими на гибель».

Фрагменты колонн Арташата: getarchive.net

Война окончательно завершилась в 63 году договором о двойном управлении над Арменией: парфянском и римском. После того как новый царь Трдат I был коронован римским императором Нероном в 66 году, Арташат был восстановлен и, по словам римских писателей, официально переименован в Неронию. Римским императорам было выгодно укреплять Арташат: он был важной точкой на политической карте, и не должен был перейти к персам, которые всегда претендовали на город.

Тем не менее, Арташат был снова разграблен римлянами (во главе с Авидием Кассием и Статием Приском) в 166 году, после чего Рим и Персия договорились о том, что город станет одним из официальных торговых пунктов между двумя империями. И все равно, нахождение на спорной территории привело к ряду разрушительных нападений. В 368 г. Арташат разграбил Шапур II шахиншах Сасанидской империи. К тому времени столица Армении уже переместилась в Двин. Тем не менее, о дальнейшем существовании Арташата свидетельствует эдикт 562 года, утвердивший город в качестве одного из трех официальных торговых пунктов между, на этот раз, Византийской и Персидской империями. За работой таможенного поста здесь следили чиновники.

После разрушений город так и не оправился: последний раз он упоминается как простая крепость, в VI веке.

Раскопки

Археологи долго спорили о местонахождении развалин Арташата: город упоминался в большом количестве источников, но его руины на поверхности не сохранились. Было понятно, что искать нужно неподалеку от монастыря Хор Вирап, так как известно, что это место находилось неподалеку от города. Предположения существовали уже в 1920-х годах, однако полноценная исследовательская экспедиция в Арташат состоялась лишь в 1970 году.

Цитадель на девяти холмах была утроена интересным образом. Разные кварталы города находились на возвышенностях, а соединяли их построенные по склонам узкие «коридоры»: таким образом, весь город представлял собой мощную систему укреплений. У подножия холмов сохранились остатки рва и земляного вала. По ходу разрушения города люди постепенно переставали жить на некоторых холмах: город уменьшался.

Мозаика из Арташата. Фото: wikipedia.org

Крепостные стены Арташата были оборудованы для самых сложных осад. Выступы и башни были расположены специально так, чтобы удобно было поражать осаждающую армию: для этого использовались катапульты, пращи, стрелы и ― самое грозное оружие ― нефть, которую выливали со стен а потом поджигали с помощью горящих стрел. Историк III века Кассий Дион, описывая осаду города Лукуллом, говорит, что наибольший урон нанесли ему именно «метание стрел и сбрасывание на осадные машины нефти, которая воспламеняется так, что сжигает все, к чему прилипает, и нельзя потушить ее».

Планировка кварталов на холмах явно была заточена под удобство перемещения войск во время осады, однако археологи обнаружили в развалинах Арташата множество свидетельств мирной жизни и процветания города. Это жилые помещения, мастерские, бани с подпольной системой отопления, построенные по римскому образцу, мощеные дороги. В большой гончарной печи обжигали не только посуду и черепицу, но и трубы для городского водопровода. У некоторых зданий сохранились не только каменные, но и глинобитные стены. Крыши покрывали черепицей, характерной для античных зданий формы.

В домах обнаружили следы настенных росписей. Они были выполнены яркими минеральными красителями, среди них был ярко-красный sandix, который, по свидетельству Плиния Старшего, доставляли из Армении в Рим.

В Арташате нашли и разные скульптуры. По описанию Хоренаци в храмах города стояли статуи богов (греческих, но отождествленных с армянскими) и армянских царей. Лучше всего сохранилась статуя женщины в тонкой одежде, выполненная в классической греческой традиции.

Мраморная статуя женщины из Арташата. Предположительно, изображает армянскую или греческую богиню. Фото из открытых источников

Интересна также серебрянная фигура козла. Аналогичная найдена в Валахии (датируется примерно V веком до н.э.), арташатскую же фигуру датируют III–II веками до н.э. Найдены фигурно отделанные ручки сосудов с греческими амурами и армянскими вишапами. Интересны найденные осколки лазуритовой тарелки с плохо сохранившейся арамейской надписью — свидетельство обширной торговли, а также предметы с урартскими печатями, свидетельствующие о присутствии урарту на этих территориях. В Арташате нашли стеклянные украшения и терракотовые статуэтки, а также клад из серебряных монет Тиграна II.

Серебряна фигура козла из Арташата. Фото из открытых источников

Город Арташат, некогда процветающая столица, сегодня — кладезь информации о древней Армении. Раскопки там продолжаются и сегодня, и каждый год приносит новые находки.


Источники:
Б. Н. Аркелян — «Основные результаты раскопок древнего Арташата в 1970–1973 годах»
iranicaonline.org

Мовсес Хоренаци — «История Армении»
Плутарх — «Сравнительные жизнеописания»
Страбон —
«География»

Обложка:
Вид на монастырь Хор Вирап. Фото из открытых источников