Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Аршак Фетваджян ― дизайнер первой армянской валюты

Аршак Фетваджян (1866–1947) — армянский и впоследствии американский художник. Он известен в двух амплуа: как акварелист, с фотографической точностью запечатлевший руины города Ани до их повторного разрушения, и как дизайнер, разработавший внешний вид первых армянских марок и банкнот для Демократической Республики Армения. В этой статье редакция Армянского музея рассказывает о нем, его жизни и работах.

Аршак Фетваджян родился в 1866 году в городе Трапезунд на территории Османской империи. После окончания школы он учился в Национальном художественном институте Трапезунда, а затем отправился в Константинополь, столицу империи, и поступил там Государственную художественную школу. Совсем недавно ее открыли при участии армянского скульптора Ерванда Воскана, которого считают первым светским скульптором Армении.

Художественную школу в Константинополе Аршак Фетваджян закончил с 1887 году, а затем принял решение отправиться в Рим для продолжения обучения. Там его приняли в академию Сан-Лука, где среди прочих предметов, он занимался живописью и скульптурой у французского художника Чезаре Маккари.

Чезаре Маккари, «Мона Лиза, позирующая Леонардо». Фото: wikipedia.org

В 1891 году работы Фетваджяна стали известны: их высоко оценили на художественных выставках в Риме. После этого началась его «кочевая» жизнь в разъездах по Европе. Он формально продолжал учиться в Вене, но бывал при этом в самых разных городах, где изучал коллекции европейских музеев. Особенно часто он бывал в Венеции. Там он проводил много времени на знаменитом острове Сан-Ладзаро-дельи-Армени ― одном из главных центров армянской культуры в мире за пределами Армении. В Венеции Фетваджян много общался с Гевондом Алишаном, армянским философом, поэтом и богословом, который стал для него одним из наставников (о Гевонде Алишане мы подробнее писали в нашей статье). Вообще, весь творческий путь Фетваджяна напоминает остров Сан-Ладзаро: это постоянное смешение армянского и европейского, в первую очередь ― итальянского.

Довольно скоро Фетваджян определил армянскую культуру одним из основных направлений своего творчества. Он переводил книги и статьи с французского и итальянского на армянский, и часть этих текстов немедленно публиковал в армянской прессе в Константинополе и Вене. Он был широко известен при жизни: его читали, его работы покупали галереи, а репродукции картин висели в армянских домах по всему миру.

Аршак Фетваджян. «Портрет горца». Фото: mirtesen.ru

В итоге, в 1995 году Фетваджян переехал в Санкт-Петербург. Тогда Российская империя и Европа представляли собой, можно сказать, единое пространство гуманитарной мысли: художники легко перемещались с места на место, говоря везде по-французски и чувствуя себя как дома в разнообразных учреждениях, связанных с искусством, во всех европейских странах, от Испании до России.

В Петербурге Фетваджян стал членом Союза русских художников. Помимо изобразительного искусства, в России Фетваджян занимался скульптурой и театральной критикой, а еще занялся изучением архитектуры, что вскоре стало очень важной частью его жизни.

На рубеже веков Фетваджян переехал в Тифлис ― на тот момент культурный центр Закавказья. Там он организовал несколько своих выставок, а потом, наконец-то, оказался в Армении. Вот как он писал о своей первой встрече с этой землей:

«Поэтичный Трапезунд, где я родился и провел детство, Константинополь, где прошли годы юношеских мечтаний, Италия, где я  пережил сердечный трепет восторгов молодости, потом Австрия, Франция, Германия, где я выпускал на волю свои мысли, и следующее десятилетие созревания в столицах, где я набирался способности оценивать хорошее, ― все мгновенно померкло и обесцветилось тем незабываемым прекрасным утром в июле 1900 года, когда поезд Тифлис-Александрополь [Гюмри], пыхтя на подъеме, проехал волшебную долину Дзорагета и остановился на поле Ширака. Как драгоценный камень, светозарной ясностью сиял город наш среди всех городов, весь исполненный совершенной красоты».

Вскоре Фетваджян начал ездить в качестве художника-исследователя в археологические экспедиции под руководством Николая Яковлевича Марра. Тот занимался раскопками руин средневекового армянского города Ани, некогда процветающей столицы Армянского царства (о том, как сегодня с помощью технологий 3D моделирования восстанавливают облик Ани можно прочитать в нашей статье).

Именно в этих экспедициях Фетваджян написал самые известные свои работы: акварели, запечатлевающие архитектуру города Ани. За годы раскопок художник сделал тысячи рисунков: он подходил к ним невероятно кропотливо, стремясь к фотографической точности. Он как будто предчувствовал то, что произошло с Ани в сокором времени: в 1918 году туда вторглись турецкие войска. Множество найденных экспонатов было уничтожено, часть из них удалось спасти и перевезти в Армению и Россию.

Аршак Фетваджян. Кафедральный собор в Ани. Фото: wikipedia.org

При этом интерес Фетваджяна к армянской культуре не ограничивался Ани. Он много ездил по Европе, изучая все, касающееся Армении: одежду, архитектурные сооружения, объекты прикладного искусства. Он делал зарисовки национальных костюмов и рисовал далеко не только анийские, но и многие другие армянские храмы. Он активно участвовал в сохранении армянского исторического наследия: реставрации, консервации, восстановления зданий.

В 1918 году была образована Демократическая Республика Армения. Фетваджян делал эскиз для ее национального флага, а потом, в том же году, ему вместе с группой художников, финансистов и инженеров поручили разработать внешний вид валюты Республики ― купюр в 50, 100 и 250 армянских рублей. Фетваджян использовал в работе множество традиционных армянских элементов, от барельефов с барсами, которые рисовал в Ани, до мифических драконов-вишапов. На 250-рублевой купюре была изображена женщина с прялкой ― символический образ.

Почти 200 миллионов рублей в этих купюрах успели напечатать в лондонской типографии «Ватерлоо и сыновья», но запустить в оборот их так и не удалось.

Аверсы купюр, разработанных Аршаком Фетваджяном. Фото: wikipedia.org

Фетваджян придумывал также дизайн почтовых марок Армении. Они были внешне похожи на купюры и использовали те же орнатментальные и символические мотивы. Марки печатали в Париже, и Фетваджян лично контролировал процесс. Так и получилось, что он уже не вернулся в Армению, а остался в Париже, а марки практически сразу стали большой филателистской редкостью. Партия марок все-таки успела доехать до Еревана и впоследствии ее использовало в качестве фискальных марок правительство Армянской ССР, просто поставив поверх изображения черную надпечатку.

Марки Демократической Республики Армения, разработанные Аршаком Фетваджяном. Фото: wikipedia.org

Довольно скоро, в 1922 году, Фетваджян переехал в США. Он жил безбедно: его работы выставлялись, он был связан с художественными обществами лучших университетов, а также с армянской диаспорой. Тем не менее, он несколько раз писал письма в советскую Армению с просьбой о возвращении, и всегда получал отказ: его положение значительно ухудшало то, что когда-то он принадлежал к национально-освободительной партии Дашнакцутюн, силами которой во многом была создана Демократическая Республика Армения.

Останки Фетваджяна, умершего в 1947 году, позже перезахоронили в Ереване.


Источники:
Армянская советская энциклопедия: Фетваджян Аршак Абрамович (Ֆեթվաճյան, Արշակ Աբրահամի)

Обложка:
Аршак Фетваджян в Ани.
wikipedia.org