Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Арпине Манукян — покорительница гор

Арпине Манукян — единственная девушка в Армении, которая увлекается офф-роудом. Почти две тонны железа в её хрупких руках превращаются в бабочку и порхают над армянским бездорожьем. 

© Арпине Манукян

Это была любовь с первого взгляда, которая переросла в роман всей жизни. Ей было всего четыре, когда зрачки расширились, а челюсть отвисла — на неё с ревом летела красная огромная скоростная машина. Жаль, что всего лишь по ту сторону экрана. Сегодня Арпине Манукян 25, и она заключила посмертный договор со скоростью и большими авто. 

Но обо всем по порядку. 

Не девичьи забавы 

Арпине с детства любила играть с машинками. У нее были куклы, как и у всех девочек, но автомобилей было так много, что завидовали даже мальчишки со двора. Она знала едва ли не все модели крутых машин, которые, кстати, сохранилась в её коллекции и по сей день.

«В начале двухтысячных игрушки, и машинки в том числе, были не так доступны, как сейчас. Родители обходили все магазины моего родного города Эчмиадзина и Еревана, чтобы купить мне очередную игрушку. С каждым купленным авто я прыгала до потолка и первое, что хотела сделать, — это позвать соседских мальчишек, чтобы показать новые трофеи. Среди них были самые разные марки, помню даже танк был. Кстати, я их сохранила в коробочке и строго-настрого маме наказала, чтобы эти машинки никому не отдавали», — говорит Арпине Манукян.

© Арпине Манукян

Арпине росла — ходила на танцы, плавание. Любовь к машинам перерастала в страсть. В 15 лет девочка напросилась за руль папиного автомобиля. Огромный, мощный джип, мощность мотора которого достигала 4.7 литра. Он за секунду набрал скорость, и Арпине чуть не врезалась в стену.  

«У меня была паника. Я тогда быстро выскочила из машины и заявила папе, что все это не мое и я больше никогда не сяду за руль, тем более внедорожника», — вспоминает девушка.

Но у судьбы на девушку были абсолютно другие планы. В 19 лет она начала работать в автошколе, в 20 у Арпине уже были права. Тогда она мечтала дрифтовать по городу и оставлять за собой клубы дыма, как её любимые герои из знаменитого фильма «Форсаж». Все изменилось тогда, когда девушка впервые села в гоночную машину и проехалась по бездорожью. Правда, тогда Арпине была всего лишь гостем на соревновании. 

«Если вы меня спросите, на что это было похоже, я, пожалуй, отвечу так —  это, как шоколадный торт с шоколадом в шоколаде. Шоколад — это то, что я люблю больше всего на свете и ни с кем с ним не делюсь. Мой мир просто перевернулся. Я думала, что от удовольствия у меня сейчас сердце остановится. И когда машина затормозила, я минуты две не могла прийти в себя, мне помогли выйти из машины. Тогда друг спросил, хочу ли я по-прежнему дрифтовать?» — смеется Арпине.

© Арпине Манукян

Ответ её был, конечно, отрицательным. Спустя три месяца девушка начала обучение на внедорожниках. Она оказалась единственной девушкой в стране, кто на это решился. Почти два года Арпине гоняла по бездорожью, правда, тогда еще не на своей машине. 

«Управлять внедорожником по бездорожью достаточно сложно. Подниматься на склон под углом 70 градусов вообще ад. Но самое сложное, это когда машина застревает в грязи. Это зрелищно, но водителю в этот момент вообще не до этого. Руль утяжеляется, его, порой, даже сложно крутить, нужна богатырская сила. И ты думаешь, как, черт возьми, отсюда выбраться», — делится Арпине.

А потом было первое соревнование. Свою первую «малышку» Арпине купила буквально за 20 дней до гонок. Машина не была готова, но куда деваться — этих соревнований девушка ждала, кажется, всю жизнь. Это был 2018 год, сентябрь, город Иджеван и Международные соревнования по бездорожью «Мультифорс».

«Я там была единственной представительницей слабого пола и привлекала очень много внимания. Это меня сильно обязывало. У меня поднялась температура, каска была великовата и лезла на глаза, несмотря на это все, я собрала волю в кулак и стартанула. От количества нахлынувшего адреналина я просто перестала слушать штурмана, хотя это очень важно. В итоге мы угодили в большую яму. Еле выбрались оттуда. И я понимала, что тягаться с такими монстрами на соревновании я не смогу, победы мне не видать», — делится воспоминаниями Арпине.

© Арпине Манукян

Гонщица стала просто наслаждаться процессом, и в какой-то момент друзья начали призывать ее сойти с трассы, потому что дальше машина бы просто застряла в реке.

«Мне было, конечно, обидно и все такое. Но я здраво оценивала ситуацию. Машина моя была слабенькая, а я начинающий гонщик. Хоть я и сошла с трассы, но мне казалось, что я чемпион. Я была собой довольна несмотря ни на что. И если бы не мои друзья, я бы не справилась. Они день и ночь готовили меня и машину к гонкам», — говорит спортсменка.

Тогда Арпине пообещала себе — на следующих соревнованиях обязательно дойти до финиша. И дошла. В прошлом году в городе Капан на Международных соревнованиях по бездорожью «Трофи спринт» девушка не просто дошла до финиша, но и заняла 6-ю позицию, обогнав 10 опытных водителей. 

«После того, как я финишировала, я очень громко кричала. Адреналин в крови зашкаливал. И в этот момент на меня накинулись журналисты, мне так хотелось просто прочувствовать этот момент, но репортеры не дали мне этого сделать», — завершает рассказ Арпине и мечтательно улыбается. 

Сегодня Арпине водит туристов на офф-роуд экскурсии и показывает другую, экстремальную Армению. Она попрощалась со своей первой машиной и воплотила детскую мечту — теперь она водит огромный красный джип, такой же мощный, как отцовский, который так её когда-то напугал. 

Ани Гнуни специально для Армянского музея Москвы

Обложка: личный архив Арпине Манукян