Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянский код. Летопись рода Григорян. Мисак Казаревич — солдат Русской императорской армии

Фотографии были опубликованы на сайте Большого русского альбома — проекте, посвящённом сохранению памяти о предках. На снимках, относящихся к началу XX века, запечатлены мужчины в форме солдат Русской императорской армии. Один из них — Мисак Казаревич Григорян, армянин, прошедший Первую мировую войну. Годы жизни Мисака Казаревича — 1888-1954.

Солдаты Русской Императорской армии
Калуга, фотография С.Адамович, 1914
©
Hunan Ghazaryan

Автор альбома — Унан Казарян рассказывает о своём деде. На фото, сделанном в одном из фотосалонов Калуги — двое бравых солдат. Один из них — в наброшенной на плечи шинели и без головного убора. Это и есть Мисак Григорян, дед автора. Справа от Мисака — его сослуживец в папахе. К сожалению, имя и фамилия полкового товарища автору неизвестны. Снимок сделан в первый год Первой мировой войны в калужском ателье С. Адамович. В качестве фона использованы обои, изображающие лес и создающие впечатление, что солдаты находятся на опушке, окружённые деревьями. В правом углу снимка виднеется фрагмент ковра. Фотография представляет собой весьма потрёпанный обрывок. Изображения солдат сохранились по пояс.

Солдаты Русской Императорской армии

Калуга, фотография С.Адамович, 1914

© Hunan Ghazaryan

Второй снимок сохранился гораздо лучше. Это — изрядно поцарапанный от времени кабинет-портрет (кабинетный портрет).


Формат кабинетного портрета вошёл в употребление с 1870 года. Альбуминовые увеличенные отпечатки крепились на картонную основу размером 11*17 сантиметров. В 1870 году была изобретена фотобумага с желатиновым покрытием, а к 1880-1890-м годам она уже завоевала широкое признание. В 1890-х появились кабинетные портреты, отличающиеся от традиционной сепии нейтральным тоном. Они, как правило, печатались на матовой фотобумаге с коллодием, желатином или желатином с бромом.

Первоначально формат использовался в горизонтальной ориентации для съемки пейзажей, но позже был приспособлен для портретов и стал вертикальным. Помимо увеличенного размера, кабинетный портрет отличался большим количеством информации на лицевой и обратной стороне картонного бланка — фотографы часто использовали оборотную сторону как пространство для саморекламы.


Унан Казарян сообщает, что на кабинет-портрете сидящий в центре — Мисак Казаревич. А вот товарищи деда, юные служивые люди, ему неизвестны. Снимок сделан в том же калужском фотосалоне Адамович, только фон на этот раз — с использованием архитектурных элементов. На фото есть один выбивающийся из контекста элемент — у ног Мисака Казаревича сидит маленькая собачка — мопс. Такой очаровательный песик мог бы трогательно смотреться на руках милой дамы в горжетке, но никак ни возле солдата, который отправляется на фронт. Может эта собака — своего рода живой реквизит салона Адамович? Или солдаты сами захотели с ней сфотографироваться на память?

Присутствие собачки легко обьясняется при выявлении личности фотографа. С. Адамович — это не мужчина у объектива, а женщина — Стефания Антоновна Адамович. И, скорее всего, мопсик на фото принадлежал именно ей, а, может быть, даже был полноценным хозяином этого салона — ходил где ему вздумается и фотографировался со всеми, кто ему понравится.

Салон Стефании Антоновны Адамович располагался в Калуге на углу Садовой и Московской улиц. Открытым остается вопрос: как туда попал Мисак Казаревич?

Источник: www.rusalbom.ru

Обложка: © Hunan Ghazaryan