Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Концерт «Преемственность поколений»: магия армянского канона в дуэте с дудуком

9 октября мы провели концерт, который я лично очень ждала, — «Преемственность поколений», выступление ансамблей дудукистов и канонисток.

Если вдруг кто не знает, канон — известный во многих странах мира (для примера можно вспомнить европейскую цитру, иранский сантур, арабский ганун, китайский гучжэн, русские гусли и др.) струнно-щипковый инструмент, который в своём армянском варианте отличается темперированностью. Это значит, что на нём можно исполнять произведения классической музыки (в отличие от восточных «собратьев»). До ХХ века канон считался мужским инструментом, сейчас на нём играют в основном женщины.

По мне, канон — один из самых изысканных инструментов, можно бесконечно следить, как музыканты перебирают струны, а их у канона 26.

Первым делом к публике вышли девушки-канонистки, которые казались воплощением изящества и легкости, хотя играть на каноне едва ли легко. Они исполнили несколько авторских и народных мелодий («Кенац ерг», музыка Арно Бабаджаняна из фильма «Невеста с севера», «Джан Ереван» и др.).

После канонисток на сцену вышел ансамбль дудукистов «Цирани» под руководством Армена Ованнисяна, постоянного участника и педагога проекта DUDUKIST. Они сыграли Комитаса, «Кужн ара» и «Какавик», «Еркинк ампел э», «Лорик» и другие. Кажется, я впервые увидела бас-дудук в действии. Выглядит и звучит очень необычно. Потом в ход пошёл Саят-Нова. В общем, классика. Музыка погружала в медитативное, созерцательное состояние.

Когда ансамбль дудукистов завершил выступление, на сцене вместе появились руководители ансамблей дудукистов и канонисток Армен Ованнисян и Искуи Карапетян. Вместе они исполнили комитасовскую «Чинар эс». Это был очень трогательный и нежный дуэт, который, как и весь концерт, наглядно продемонстрировал центральную идею преемственности в музыке и культуре, передачи знаний и опыта от старшего поколения младшему.

После Искуи виртуозно сыграла сольно мой любимый «Шушики пар», затем к ней присоединились ученицы. Волнующим оказался дуэт канона и рояля, поле которого девушки порадовали публику зажигательным исполнением «Калинки-малинки».

Под занавес все музыканты вышли на сцену, чтобы исполнить отрывок из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна.

Анаит Багдасарян

Организаторы Осеннего сезона армянской культуры — проект DUDUKIST и Армянский музей Москвы