Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянский Петербург. Как зарождалась диаспора Северной столицы

Армянская диаспора Санкт-Петербурга насчитывает десятки тысяч, а по некоторым данным – почти сто тысяч человек. В Северной столице представители армянского народа появились практически сразу после ее основания: развивали торговлю, а впоследствии занимались просвещением и наукой. Город многое дал армянам, а армяне, в свою очередь, – городу. Как начиналась история петербургских армян, читайте в нашем материале.

Итак, в 1703 году был заложен новый город Российского государства – Санкт-Петербург. Строили не только крепости, дома и каналы, но и экономические, торгово-промышленные связи – новый миропорядок. И одними из первых, кто прибыл в город по этим вопросам, были армяне. Петр I знал, что еще его отец Алексей Михайлович давал льготы крупным армянским домам, и настаивал, чтобы сосредоточенная в руках армянского купечества торговля шелком проходила непосредственно через Россию. Добившись разрешения выезжать с товарами в Европу через Архангельск, армянские купцы впоследствии доказали, что новая столица должна торговать с Западом напрямую. Для этого в том числе Санкт-Петербург, впрочем, и строился.

Армянский купец. Фото: Росинформ, Коммерсантъ

К 1710 году в городе обосновалась небольшая колония армянских купцов. Она и стала выстраивать новые торговые пути, выводя Россию на европейский рынок, а европейские товары – на российский. Армяне одновременно развивали отношения с Югом и Востоком, обогащая Петербург и этими торговыми связями. В указах Петра I от 1711 года говорилось следующее: «Персидский торг умножить, и Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда» и «С алмазов и со всяких разных камней и с жемчугу, который будет у них Армян в привозе, пошлин не имать, для того, что тем облегчением в привоз таких вещей для умножения в Московское Государство, подать им Армянам охоту».

Союз с армянами Петру I был нужен не только с экономической, но и с политической точки зрения: царь стремился на юг, а Армения была естественным союзником и проводником его стратегической политики вытеснения персов и османов как с Кавказа, так и из Закавказья, а также из Черного моря и Крыма. Впоследствии этой политики будут придерживаться и другие правители России, которая вот-вот станет империей. Так, именно при Петре Великом был запущен процесс интеграции Армении в Российское государство.

Жан-Марк Натье. Портрет Петра I, 1717. Из коллекции Мюнхенской резиденции

Одним из первых поселившихся в Петербурге крупных армянских купцов был Лука Ширванов, владелец астраханских и кизлярских фабрик для выделки шелковых и хлопчатобумажных тканей. Он прибыл в Петербург в 1708 году и основал свой торговый дом. К 1710-му были открыты «армянские конторы». К этому времени в Северной столице число армян достигало около 50 человек, в основном ими были крупные купцы и искусные ремесленники.

В начале 1730-х годов на Васильевском острове в районе Среднего проспекта располагалась Армянская улица: сначала земля принадлежала Луке Ширванову, а потом другому армянскому купцу и известному ювелиру Артемию Шериману. Армянская улица была в двух шагах от пристани, кроме того, здесь находилась и первая армянская церковь Петербурга. К сожалению, сейчас этого храма нет – он был деревянным и вскоре после возведения сгорел.

Армянская церковь Святой Екатерины, 1860-е. Фото: citywalls.ru

Однако потребность в собственной церкви все же сохранялась, и в 1740 году Анна Иоановна дала разрешение на ее строительство. Проект удалось осуществить лишь при Екатерине II. «Как еще со времен Государя Императора Петра Первого дозволяемо было здесь и в Москве строить Армянские церкви, то в вследствие того и Мы ныне повелеваем дозволить Армянам построить для отправления по их вере церковной службы здесь», – говорилось в указе императрицы. Архитектором нового храма на Невском проспекте стал Юрий Фельтен, и в 1776 году строительство было окончено.

18 февраля 1780 года в присутствии восьми священников и князя Григория Потемкина-Таврического архиепископ армянской церкви Иосиф Аргутинский освятил церковь во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы императрицы. И хотя на самом торжестве самой Екатерины Великой не было, она в дальнейшем не раз посещала Армянскую церковь и заказывала молебны. Первая армянская типография была основана сразу после освещения церкви, в 1780-е годы, но действовала недолго. С 1800 года при церкви стала функционировать армянская школа, а с 1812-го – и постоянная типография.

Церковь Святой Екатерины в Санкт-Петербурге. Фото: arina-tour.ru

Со временем армянская диаспора Петербурга росла: если в конце ХIХ века в городе проживало чуть более двух тысяч армян, то к 1985 году это число выросло до семи тысяч. Именно в Северной столице жил и работали выдающийся востоковед Иосиф Орбели, меценат Иван Лазарев, один из изобретателей цветного телевидения Ованес Адамян и многие-многие другие.

Подготовлено по материалам: Ангаладян Р. Армянский Петербург / Журнал «21-й век», 2010; kommersant.ru

Фото обложки: Армянская церковь Святой Екатерины. Источник: yandex.ru