Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

История армян в Дагестане: от раннего Средневековья до наших дней

С древних времен между народами кавказского региона происходил непрерывный культурный обмен: их связывали торговые и политические связи. Представители одних народов селились на территориях соседних, в языках происходили заимствования, между регионами кочевали мифы, сюжеты сказок, присказки и поговорки. В этой статье мы расскажем о том, что нам известно о существовании армян на территории современного Дагестана с древности и до наших дней.

Древность и Средневековье

C I века до н. э. по VIII век в Восточном Закавказье существовало многонациональное государство Кавказская Албания. Оно занимало часть территории нынешнего Азербайджана, Грузии и Южного Дагестана (в этой статье мы называем Дагестаном местность, которая в наши дни принадлежит Республике Дагестан). На территории Кавказской Албании жили в том числе и предки современных дагестанских народов. Закавказье и Северный Каказ на протяжении тысячелетий были территориями, на которые притязали империи с запада и востока. Чаще всего кавказские народы объединялись для сопротивления захватчикам. Так, в Аварайрской битве 451 года на стороне армян против персов сражались и воины из горских народов Кавказской Албании.

Карта Кавказской Албании 387 года. Фото: ru.wikipedia.org

После принятия христианства армяне вели обширную проповедническую деятельность на Кавказе. Некоторые жители Дагестана, территория которого тогда относилась к Кавказской Албании, приняли христианство. Оно настолько ассоциировалось с армянскими миссионерами, что всех христиан называли «армянами». Из-за этого появилось, например, название городища Армен-кала (армянская крепость) в устье реки Сумур в Дагестане: там, вероятнее всего, не жили армяне, но при этом поселение было христианским.

В Дербенте было найдено подземное сооружение, во времена арабов служившее, по всей видимости, резервуаром для воды. Тем не менее, по строению оно очень похоже на крестово-купольный храм: многие археологи считают, что это был христианский храм IV века, который со временем ушел под землю или был частично закопан. Мы не можем напрямую назвать этот храм армянским: скорее всего, он был открыт для всех христиан: армян, албанцев, сирийцев. Однако помня о том, что именно армяне проповедовали христанство на Кавказе, мы можем предположить, что к постройке этого храма они тоже так или иначе приложили руку.

Подземный резервуар в Дербенте, возможно бывший христианской церковью. Фото: newsweek.com

Особенно важными для армян всегда были как раз территории вокруг Дербента. Там находится Дербентский проход: открытый «коридор» между морем и горами шириной в 3 километра. Этот проход был ключевым для торгового пути по берегу Каспия. Со времен Арташесидов (II–I века до н. э.) армянские князья держали там гарнизон или, как минимум, следили за Дербентской крепостью. Дербент был важной точкой на торговой карте мира. Там армянских купцов было много в Средневековье: через Астрахань они вели, в том числе, активную торговлю с Россией.

Одно из важнейших свидетельств контактов народов ― лингвистические данные. Важно не просто количество заимствований, но «базовость» заимствованного термина: например, в русском языке мы легко заимствовали английское слово «компьютер», но сложно представить, чтобы по-русски внезапно стали говорить «water» вместо «воды». Между дагестанскими и армянским языками есть серьезные лексические пересечения: Рафаэль Шаумян (советский лингвист) указывает, например, на то, что для лезгинских слов «звезда», «стена», «бык», «охота», «изморозь» есть прямые родственники в армянском. Дагестанские языки вообще не принадлежат к индоевропейской семье, куда относится армянский, то есть у этих слов с огромной вероятностью нет общего предка, которого можно отследить. Поэтому эти заимствования — свидетельства языкового обмена.

Адаптированные названия для армян есть во множестве языков дагестанских народов: кумыкском, лезгинском, табасаранском и т. д. Это тоже свидетельствует о длительном пребывании рядом.

Все это говорит о том, что армяне и народы, составляющие сейчас население Дагестана, существовали в постоянном контакте сотни лет. При этом народы, очевидно, не смешивались: языковая, религиозная и культурная разница была слишком велика.

Новое время и современность

На сегодняшний день в Дагестане живет около 5 тысяч армян. В основном они происходят от армян, переселившихся в период с XVIII по XX век.

Церковь Святого Григориса, Нюгди. Фото: ru.wikipedia.org

Переселение армян в Дагестан происходило несколькими волнами. Первая началась в XVIII веке, когда Россия начала укреплять свои позиции в Прикаспии. Петр I рассчитывал на то, что армянские купцы значительно помогут развитию региона. Он издал несколько указов, которые давали армянским купцам значительные торговые привилегии. В Астрахани уже процветала армянская диаспора, а через Дагестан по берегу Каспийского моря пролегал удобный торговый путь.

В 1711 году был издан указ Сената: «персидский торг умножить, и армян, как возможно, приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для их большего приезда». Помимо торговых целей, армяне-христиане на Кавказе помогали балансировать настроения живущих там мусульман, которые были крайне недовольны российским присутствием. В 20-е годы, благодаря направленным мерам по улучшению положения армян на российских территориях, множество армян переехали в район Дагестана: они переселялись из Османской Империи и Персии.

Вторая волна переселения случилась в конце XVIII века. После русско-турецкой войны 1787–1791 годов стала очевидна необходимость укрепления кавказского тыла. В 1797 году Павел I «принял под покровительство» меликов Нагорного Карабаха и их подчиненных, и издал указ об их поселении на Кавказской линии. Многие армяне действительно поселились там: центр оказался в городе Кизляр. Сначала Павел I постановил выдавать армянам, переехавшим в район Кизляра, земельные наделы, а позже, в 1799 году удвоил их площадь. Предполагалось даже построить целый город в районе местечка Старые Мажары, в котором основную часть населения должны были бы составлять армяне. Этот план так и не был приведен в исполнение.

С 1799 года армяне по указу Павла I получили право на самоуправление. В 1800 году был учрежден Армянский суд в Кизляре. Суд прекратил существование в 1840 году, когда армянам стало положено пользоваться российским судом: их уравняли в правах с русскими.

Армяне в регионе, как и рассчитывал Павел, активно развивали не только торговлю, но и традиционные виды сельского хозяйства, мало развитого на территории России: в первую очередь виноградарство. Уже Петр I активно спонсировал его, потому что считал очень прибыльным. Иногда говорят, что виноградарство в России в целом началось с захватом персидских провинций, где было много армян Петром I в начале XVII века. Справедливости ради, стоит отметить, что виноделие существовало в Дагестане и раньше: перебродившее красное вино ― чихирь ― и кипяченое вино «Мусты» изготавливали традиционно. И все же, законы шариата запрещают употребление алкоголя, поэтому виноделие не стало в Дагестане важным промыслом для коренного горного населения, в XIX веке в основном уже мусульманского. Армянская «Кизлярка» ― самогон из Кизляра ― пользовалась на российском рынке огромным спросом и конкурировала с французской виноградной водкой. Позже появилось и производства коньяка: тамазовский коньяк был очень популярен в России.

Рекламный плакат коньяка акционерного общества Тамазова. 1900-е годы. Фото: artchive.ru

Развивалось в регионе и садоводство, и сопутствующий виноградарству бондарный промысел (изготовление бочек), сушка овощей и фруктов. В период с 1876 по 1881 годы в Тмир Хан Шуры (сейчас это город Буйнакск в Дагестане) существовало 302 промышленных заведения, из которых 82 управлялись армянами.

Третья волна переселения армян на территорию Дагестана произошла в начале XX века, во время Геноцида. Четвертая — в 90-е годы, во время Первой Карабахской войны. Спасшиеся в Дагестане армяне попадали в уже существующие общины, которые есть и сейчас: самые крупные — в Кизляре, Дербенте и Махачкале.

В Дагестане сегодня есть множество памятников армянской культуры, от самых древних до построенных совсем недавно. Есть села, основанные армянами (Сумбатль, I век), старые армянские кладбища (Кизляр), эпиграфика (городище Армен-кала), церкви (храм Святого Григориса в Нюгди). Подробнее о памятниках армянской культуры в Дагестане можно прочитать в статье Гагика Погосяна.

Со второй волной иммиграции, в конце XVIII века было основано село Карабаглы на берегу Терека, названное так потому, что построили его карабахские армяне. И до Революции, и в советское время жители села занимались виноградарством и овцеводством — это традиционные армянские промыслы. В село переселялись армяне во время Геноцида, а потом в 90-е годы, во время Первой Карабахской войны. В 1875 году в селе построили церковь, а через 5 лет при ней открыли школу, где обучение велось на армянском языке. До 1937 года все школьное обучение в Карабаглы велось на армянском.

На сегодняшний день Карабаглы ― это небольшой армянский «анклав» на территории Дагестана, единственное село в Республике, где большую часть населения составляют армяне. Жители хранят армянские традиции: на фото ниже ― фольклорный ансамбль Карабаглы «Астыхнер». Участницы одеты в армянские народные костюмы.

Ансамбль «Астыхнер». Фото: welcomedagestan.ru

Источники:

М. Р. ГасановВзаимодействие Дагестана с Арменией в раннем средневековье

М. М. Магомедханов, М. К. Мусаева — Армяне в этнокультруном ландшафте Дагестана

Г. Погосян — К вопросу о памятниках армянского наследия в республике Дагестан

newsweek.com

Обложка: Церковь Святого Григориса, Нюгди. Фото: ru.wikipedia.org