Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армяне в Апулии. Наследие Средних веков

В первом материале из серии «Армянская Италия» рассказываем о регионе Апулия. Это «каблук» Апеннинского полуострова, имеющего форму, похожую на сапог. В Апулии и её столице Бари с древних времён отмечалось присутствие армянской общины, следы которой со временем затерялись. Корреспондент Армянского музея Москвы Татьяна Тростникова постаралась их найти.

Ассоциация Армян в Апулии. Снимок сделан 24 апреля 2019. © Daniela Ciriello

Связи между Арменией и Италией существовали со времен Римской империи. В 66 году Трдат I, первый царь из династии Аршакидов, был торжественно коронован императором Нероном в Большом цирке [самый обширный ипподром в древнем Риме, который располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. — Прим. авт.]. Около 3000 армянских солдат и торговцев приняли участие в церемонии. Кроме того, как сообщается в римских источниках, Нерон передал Трдату денежную компенсацию за разрушение Арташата в результате вторжения римских войск в Армению и прислал ремесленников для восстановления города. Восстановленный Арташат получил название Нерония.

Захват Мелитены византийцами в 934 году, когда Иоанн Куркуас вступил в бой. Миниатюра из Мадридской «Хроники Иоанна Скилицы». Источник: wikipedia.org

Начиная со Средневековья, армянские общины селились во многих регионах Италии, особенно в портовых городах — Венеции, Ливорно, Бари и Таранто. Армяне играли первостепенную роль в византийской армии. В 1008–1010 годах катепаном [наместником пограничного округа. — Прим. авт.] был армянин Иоанн из рода Куркуасов (арм. Гурген), который дал Византии ещё несколько известных деятелей. Куркуасы считались одной из самых могущественных семей землевладельческой военной аристократии в Малой Азии. А в 1011 году армянин Леон Торникос (Торник) по прозвищу Контолеон стратег (военный правитель) Кефалонии отвоевал Бари и сделал столицей византийских владений на юге. Некоторые историки полагают, что катепан Василий Месардонит также имел армянское происхождение.

Двор катепана, Бари. © Giovanni Carrieri

Византийский Бари был многонациональным и мультикультурным обществом, в котором мирно сосуществовали представители Запада и Востока: греки и ломбарды, христиане, мусульмане и евреи, а также армяне, прибывшие в Апулию из Византии и Киликии. Доказательства существования в то время армянской общины в Бари можно найти в документах барийского Дипломатического кодекса. Армянское присутствие отразилось на топонимии и архитектуре. Армяне строили церкви и жилые кварталы, открывали лавки. Часть этих сооружений стоит до сих пор, хотя со временем они утратили первоначальные функции.

Церковь Сан-Джорджо-деи-Мартири, Бари. © Ferruccio Cornicello

Одно из таких свидетельств — церковь Сан-Джорджо-деи-Мартири, которую также называют Сан-Джорджо-дельи-Армени или Сурб Геворг, предположительно построенная в XI веке армянским священником Мовсесом за пределами Бари в районе, который впоследствии стал частью города. Сейчас здание находится в запущенном состоянии и постепенно разрушается. На мемориальной доске внутри церкви сообщается, что в 1920 году архитектор Никола Скаттарелли, добавил лепнину и другие элементы декора, которые изменили как внешний вид постройки, так и интерьер.

Дипломатический кодекс Бари. Источник: centrostudihrandnazariantz.blogspot.com

По всей видимости, в Бари существовала ещё одна церковь под названием Сан-Джорджо. Она располагалась напротив армянского квартала в историческом центре Бари при дворе катепана, которому подчинялись все византийские владения в Италии. Некоторые историки приписывают Мовсесу строительство именно этой церкви, а не Сан-Джорджо-деи-Мартири. Так в одной из книг серии «Византийский Бари» (ит. Bari Bizantina) утверждает барийский археолог Нино Лавермикокка. С ним согласны итальянский историк Раффаэле Личинио (1945–2018), который на протяжении всей своей карьеры проводил обширные исследования средневекового периода в Южной Италии, и Франко Порсиа (1944) — профессор экономической и социальной истории на факультете литературы и философии Университета Бари, автор множества эссе и статей. В книге «История Бари. От истоков до 1000 года» (Storia di Bari, I. Dalle origini al Mille, под редакцией Дж. Муски, изд. Laterza, 1989 г.) они подчёркивают, что это две разные церкви: одна из них называлась Сан-Джорджо-деи-Мартири, а вторая, построенная в пределах городских стен, в Дипломатическом кодексе Бари упоминается как Сан-Джорджо-дельи-Армени или Сан-Джорджо-аль-Порто.

Церковь Сан-Джорджо-деи-Мартири, Бари. © Ferruccio Cornicello

До сих пор сохранилась церковь Сан-Грегорио, посвященная покровителю Армении, первому Католикосу всех армян и епископу Кесарии святому Григорию Просветителю, который умер поблизости в 328 году. Построенная предположительно в X веке, это самая старая из освящённых церквей Бари. Она впервые упоминается в документе от 1015 года вместе с упоминанием настоятеля по имени Мелес и также была включена в комплекс, где находились резиденция византийского катепана, различные храмы и гражданские здания.

Церковь Сан-Грегорио в Бари. © Francesco De Napoli

В состав «катепанский цитадели» входила и церковь Сант-Еустрацио, посвящённая мученику Евстратию Севастийскому (Сурб Влас) — христианскому святому, епископу города Севастия в римской провинции Каппадокия в Малой Азии. В 1089 году все строения комплекса, за исключением церкви святого Григория, были разрушены норманнами, завоевавшими Бари, а освободившееся пространство было передано городу для строительства базилики Святого Николая Чудотворца. Возможно, церковь святого Григория не пострадала в силу своей значимости. В 1089 году из публичной церкви она превратилась в семейную часовню аристократической семьи греческого происхождения Адралистос. По словам историка искусств Пины Белли Д'Элия, нынешнее здание является результатом реконструкции XII века после разрушения в 1156 году в результате нападения на город Вильгельма I.

Статуя святого Григория на фасаде здания на площади Саландра. Источник: Tripadvisor

Несмотря на перестройку здания в XVII–XVIII веках и реставрацию «под старину» в период с 1928 по 1937 год, перечеркнувшую сделанные ранее изменения, церковь прекрасно сохранила свое романское обличие — трёхчастный фасад, соответствующий трем внутренним нефам. Церковь Сан-Грегорио была очень любима барийцами, о чем свидетельствуют одиннадцать эпитафий, обнаруженных на её наружных стенах и принадлежащих известным барийским семьям. Запись на южном внутреннем фасаде здания, датируемая 1308 годом, сообщает, что некоторое время церковь использовалась в качестве места погребения членов братства Святого Григория, которое размещалось здесь до 1497 года. В церкви хранятся «Мистерии» Страстей Господних — деревянные статуи и фигуры из папье-маше, с которыми раз в два года в Страстную Пятницу устраивает шествие религиозная процессия. По словам Нино Лавермикокки, церковь Санта-Пелагия (ныне Сант-Анна) в Бари также имеет армянское происхождение. 

Церковь Санта-Пелагия (ныне Сант-Анна) в Бари. Источник: google.com

Григорий Просветитель почитается как главный покровитель в апулийском городе Нардо́ после чуда, которое произошло 20 февраля 1743 года, когда после разрушительного землетрясения статуя святого, украшающая арку на площади Саландра, была найдена повернутой на запад к его эпицентру. Несмотря на силу землетрясения, погибших было немного, всего около 150 человек из 8000 населения, и местные жители считают это результатом заступничества. В соборе Нардо хранятся серебряный бюст и часть предплечья Григория Просветителя, подаренная тогдашним архиепископом Неаполя кардиналом Коррадо Урси. Каждый год в честь святого в Нардо устраиваются празднования. В близлежащих городках Битонто и Конверсано есть приходы, в древности посвящённые апостолу Андрею Первозванному, который стал ключевой фигурой для многих национальных церквей христианского мира, в том числе и армянской.

Церковь Сант-Андреа-дельи-Армени, Таранто. Источник: Tripadvisor

В историческом центре Таранто до сих пор существует небольшая церковь Сант-Андреа-дельи-Армени, возведённая предположительно в 1353 году как центр армянской общины, базировавшийся в центре города, вероятно, с XI века. Помимо самой церкви здесь был огород, постоялый двор и ряд одноэтажных домов. В конце XIV века первоначальная структура церкви была разрушена во время осады города, которой командовал Владислав I Дураццо [король Неаполя с 1386 года, последний представитель Анжуйской династии мужского пола. — Прим. авт.]. В 1573 году аббат Сципион из Аричии перестроил церковь и возвёл три жилых района рядом с ней. Об этом напоминает мраморная надпись на фасаде, самую высокую часть которого украшают статуи мужчины и женщины XVI века. Алтарь украшен лепниной, датируемой XVII и XVIII веками. В последний раз церковь была отреставрирована в 2008 году. В Таранто и соседней Мартина-Франке и по сей день совершаются службы по армянскому обряду.

Хачкар в Бари. Источник: archmuseum.am

В какой-то момент армянство в Бари как будто испарилось, но после Геноцида 1915 года армяне появились здесь снова, и среди них оказались знаковые личности. Прежде всего это поэт Грант Назарянц, которого любят и чтут не только в Апулии, но и во всей Италии. Приехав в Бари в 1913 году, затем Назарянц перевёз сюда своих соотечественников и основал деревню Нор-Аракс, где обустроил полторы сотни беженцев. Они работали на небольшой им же созданной ковровой фабрике, которая со временем получила известность и начала выполнять престижные заказы. Сейчас бывшая деревня Нор-Аракс входит в состав города и является частью района Сан-Паскуале. В Бари до сих пор существует армянская община, которая занимается сохранением исторической памяти и передачей её новым поколениям. 11 января 2013 года в центре города был открыт хачкар, выполненный доктором архитектуры, профессором Ашотом Григоряном — символ дружбы между двумя народами.

В следующей статье из цикла «Армянская Италия» — история деревни Нор-Аракс. 

Журналист, блогер Татьяна Тростникова специально для Армянского музея Москвы

Обложка © Daniela Ciriello