Саз, канон и уд: главное о струнных музыкальных инструментах Армении
Редакция Армянского музея Москвы продолжает рассказывать о народных музыкальных инструментах Армении, известных на протяжении многих веков. На этот раз речь пойдет о струнных инструментах (они делятся на щипковые и смычковые), к которым относятся кяманча, саз, тар и многие другие.
Армянские струнные инструменты
Щипковые музыкальные инструменты:
Саз (saz) – струнный щипковый музыкальный инструмент. Распространен на Кавказе и Ближнем Востоке. Существуют сольный, а также большой и малый ансамблевые виды саза, которые оснащены металлическими струнами. Их число колеблется от 4 до 10. Саз – любимый инструмент гусаков и ашугов. В руках ашуга он является инструментом, аккомпанирующим его песне. Грушевидный корпус (из древесины тутовника или орешника) покрыт тонкой декой, на которой есть резонаторные отверстия, а на грифе – ладки. Металлические струны разделены на три или четыре парные или тройные унисонные группы. Струны первой группы служат для исполнения мелодии, вторая группа обеспечивает органный пункт, а третья создает гармонические созвучия и поддерживает мелодию. Строй обычно кварто-квинтовый, а получаемый при помощи ладков звукоряд, как правило, диатонический. Играют на инструменте посредством костяного или рогового плектра, ударяя одновременно по всем струнам. Поэтому мелодия сопровождается гармоничным колоритным фоном. Тембр звонок, но мягок.
В 1925 году В. Буни для своего Восточного симфонического оркестра создал семейство сазов – джура, чонгур, саз-баритон и бас. Звук саза чист и звонок, однако мягок и слаб, и потому в современных ансамблях этот инструмент уступил место более звучному канону.
Тар (tar) распространен в Иране, Закавказье и Средней Азии. Это инструмент городского музыкального быта. В основе репертуара тара – классические восточные инструментальные произведения крупной формы – мугамы. Тар имеет двухполостной восьмеркообразный корпус, длинную шейку, четырехугольную головку. Для его изготовления предпочтительна древесина тутовника. Тар оснащен 11-12 металлическими струнами – стальными (белые), медными (желтые), бронзовыми (красные). Четные струны имеют устойчивый строй и натянуты по правой и левой сторонам инструмента, а нечетные струны по строю неустойчивы и натянуты по центру. Нижний регистр обширного диапазона инструмента звучит мягко, бархатисто, а верхний регистр звонок и ярок. Совмещение широких технических возможностей и богатой звуковой палитры создает иллюзию звучания целого оркестра. Вот почему тар является самым сольным из инструментов в музыкальном быту армян. При игре тар прислоняют к груди и держат в горизонтальном положении. Озвучивают инструмент при помощи медиатора (плектра). Тарист сегодня выступает и как солист, и в ведущей роли в ансамбле.
Уд (ud) – один из любимых и распространенных в Армении народных инструментов. Его восточное происхождение бесспорно. Многие народы переняли уд и приспособили его к местной традиции. Каждый народ озвучивал этот инструмент по-своему, на основе своих национальных средств выразительности. Уд – струнный щипковый инструмент. Широко распространен в странах Ближнего Востока, в Средней Азии, на Кавказе, в том числе и Армении. С XVI века проник в Испанию и Сицилию и стал прототипом лютни. Корпус выпуклый, грушевидный, склеенный из гнутых слоев орехового, грушевого дерева. На деке фигурные резонаторные отверстия.
Армянский уд – шестиструнный (первые пять – парные), строй – кварто-секундовый. Звук извлекается плектром – перо с костяным наконечником. Репертуар – традиционные мугамы и современные произведения (сольные и оркестровые). Диапазон – три октавы.
Канон (kanon) – струнный щипковый инструмент, знаком армянам еще со средневековья. Распространен и в арабских странах. Канон – сольный и ансамблевый инструмент. Имеет трапециеобразный корпус, деревянную деку. На прямоугольной части натянута кожаная мембрана. Тройные струны (их 24) настраиваются в мажорном диатоническом звукоряде и посредством особых подвижных рычажков (для каждой группы струн – два отдельных рычажка) могут быть подняты или опушены на полтона. Перестройка отдельных струнных групп при необходимости производится также во время игры левой рукой с помощью рычажков. Диапазон – 3,5 октавы. Звук канона серебристый.
На каноне играют, положив его на колени, большими, средними и указательными пальцами обеих рук. одноголосно или многоголосно. На указательные пальцы надеваются плектры, которые посредством особых наперстков прижимаются к пальцу.
Смычковые музыкальные инструменты:
Кяманча (kamānča) известна армянам, вероятно, с VIII-ХIII веков. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас образцы книжной миниатюры. Это струнный смычковый народный инструмент, широко распространенный в Закавказье, Иране. Вначале имел две струны, а затем – три. В Закавказье ныне используемая кяманча стала четырехструнной (струны металлические), четвертую струну добавил и установил строй инструмента талантливый музыкант и композитор С. Оганезашвили (А. Оганян). Корпус шаровидный, покрыт пленочной мембраной. От округлого грифа сквозь корпус проходит металлический (свинцовый) стержень, который служит для инструмента «ножкой» для опоры о колено при игре. Держат в вертикальном положении, звук извлекают тонким деревянным смычком, на который натянуты волосы из конского хвоста. Имеет нежный звук. Благодаря техническим возможностям, кяманча является сольным и ансамблевым инструментом, распространенным в городской среде.
Камани (kamani) – струнный смычковый народный инструмент. Распространен в быту армян, живших на берегах Черного моря и эмигрировавших из районов Трапезунда (Турция), а также в странах Ближнего Востока. Камани бывает большого, среднего и малого (пикколо) размеров. Корпус вытянуто-прямоугольный. с деревянной декой и коротким грифом. На камани играют, опирая о колено, держа в вертикальном положении. На этом инструменте играют также, положив его на плечо, держа в горизонтальном положении. Три. а чаще – четыре струны, хотя и не имеют постоянной настройки, но наиболее часто настраиваются по квартам. Натяжение конских волос на смычке регулируется пальцами. На камани исполняют, в основном, произведения импровизационного характера и танцевальные мелодии. Трехструнный камани в сопровождении барабана предназначен для свадеб, без барабана – для круговой песни-пляски. Музыкант-исполнитель становится в центре круга.
Источник: Армяне. Серия «Народы и культуры», 2012
Обложка: Меружан Хачатрян. Натюрморт с армянскими музыкальными инструментами дудуком, таром и кяманчой, 2009. Фото: fineartamerica.com