Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армяне в Индии: церковь Сурб Мариам Аствацацин в Ченнаи

Согласно одной из теорий, первые армяне пришли в Индию в составе войск Александра Македонского во время его похода 327 года до нашей эры. Армянские поселения в Индии появились уже в VII веке, здесь же, в конце XVIII столетия, было напечатано первое армянское периодическое издание. А в 1712 году в Ченнаи возвели церковь Сурб Мариам Аствацацин — один из старейших армянских храмов в Индии, известный своей колокольней.

Самые ранние зафиксированные сведения о торговых отношениях армян и индийцев можно найти в Киропедии Ксенофонта (430 г. до н.э. — 355 г. до н.э.). В VII веке несколько армянских поселений образовалось в Керале, на Малабарском побережье. Армяне контролировали большую часть международной торговли этой области, особенно драгоценными камнями и тканями.

Армянские бойскауты. Калькутта, 1915/1916. Фото: wikimedia.org

В Мадрасе (с 1996 г. — Ченнаи) в 1794-1796 годы вышло первое в мире армянское периодическое издание «Аздарар», редактором которого был протоиерей Арутюн Шмавонян. В 1772 году в типографии Шаамира Шаамиряна был издан печатный труд арцахского иерея Мовсеса Баграмяна «Новая книга, называемая увещеванием». Спустя гол в той же типографии члены «Мадрасского кружка» Овсеп Эмин, Тер Мовсес, Григор Ходжаджанян и Шаамиряны выпустили первую конституцию для будущего армянского государства под названием «Западня честолюбия».

Правитель Акбар I Великий предложил армянам селиться в Агре в XVI веке. По царскому указу армянские купцы освобождались от уплаты налогов на товары, ими импортируемые и экспортируемые. Они также могли перемещаться по империи Великих Моголов, в то время как другим иностранцам въезд был запрещен. В 1562 году в Агре была построена армянская церковь.

Могила Арутюна Шмавоняна на территории церкви Сурб Мариам Аствацацин в Ченнаи. Фото: wikimedia.org

В XVI веке армяне, в основном приезжавшие из Персии, являлись важной составной частью торгового сообщества в Сурате, тогда наиболее активном индийском порте, расположенном на западном побережье страны. Армяне Сурата построили две церкви и кладбище. Возведение первой церкви датируется 1579 годом, а на армянском кладбище в Агре сохранился хачкар 1611-го.

Когда в 1603 году персидский шах Аббас вынудил армян эмигрировать, одной из благоприятных для них стран стала Индия. Вскоре здесь был издан указ, который позволил армянам основать поселения в Сайдабаде, пригороде Муршидабада — в то время столицы Бенгалии. Имперский указ снизил налог на торговлю армян. 22 июня 1688 года Британская Ост-Индская компания заключила контракт с армянами, в котором Сэр Хосия Чайлд от имени Ост-Индской компании и Ходжа Сархад вместе с Ходжой Фанушем от имени армян подписали контракт. По нему Ост-Индская компания обязывалась строить церкви на территории Индии, в районах где живут минимум 40 армян с предоставлением 50 фунтов в качестве вознаграждения священникам этих церквей.

Церковь Сурб Мариам Аствацацин в Ченнаи, 1905. Фото: wikimedia.org

В 1697 году была построена церковь в Чинсуре, близ Калькутты, где образовалась небольшая армянская община. Церковь стала одной из старейших в Бенгалии. Она хорошо сохранилась благодаря уходу Калькуттского армянского комитета церкви. В 1758 году армяне построили церковь Девы Марии в Саидабаде. К середине XIX века Индия имела уже значительное армянское население.

Время не пощадило армянскую диаспору Индии, которая на сегодняшний день из самой представительной стала одной из самых малочисленных. Тем не менее, несмотря на свою немногочисленность, армянам Индии и сегодня удается сохранять веру своих предков и жить по христианским заветам вдали от Армении.

Церковь Сурб Мариам Аствацацин в Ченнаи. Фото: Andrew Whitehead

В Индии сохранилось несколько армянских церквей: церковь Святого Назарета в Калькутте, церковь Девы Марии в Ченнаи, церковь Святого Григория Просветителя в Калькутте, церковь Святого Петра в Мумбаи, церковь Святого Иоанна в Чинсуре, церковь Пресвятой Богородицы в Саидабаде, церковь Девы Марии (Сайдабад), часовня Святой Троицы (церковь Тангра).

В феврале 2007 года католикос Гарегин II посетил Индию. В Дели он встретился с президентом. Его святейшество также отправился с визитом в Ченнаи, Мумбаи и Калькутту.

Церковь Сурб Мариам Аствацацин: шесть колоколов Ченнаи

Церковь Пресвятой Девы Марии — армянская церковь, находящаяся на Армянской улице в городе Ченнаи. Церковь построена в 1712 году и реконструирована в 1772-м. Она является одной из старейших и славится своей колокольней из шести колоколов.

Церковь Сурб Мариам Аствацацин в Ченнаи. Фото: Andrew Whitehead

Колокола храма были отлиты в разное время: один с армянской надписью от 1754 года был переделан в 1808-м и также имеет надпись на тамильском языке. Надпись на другом колоколе указывает на 1778-й. Надписи еще на двух колоколах указывают, что они были переданы церкви в память о девятнадцатилетии Элиэзера Шомье, похороненного в саду церкви. Элиэзер был младшим сыном богатого армянского купца из Мадраса, на чьей земле в настоящее время стоит церковь.

У церкви похоронен основатель, издатель и редактор газеты «Аздарар» преподобный Арутюн Шмавонян. Всего вокруг храма расположено около 350 армянских могил. В 1963 году католикос Вазген I привез к месту захоронения Шмавоняна хачкар из Армении. Семейная усыпальница рода Шаамирян находилась здесь еще до постройки церкви.

Церковь Сурб Мариам Аствацацин в Ченнаи. Фото: Andrew Whitehead

Храм не действовал почти полвека, поскольку здание сильно пострадало в результате стихийных бедствий. Благодаря усилиям армянской диаспоры Калькутты он был полностью восстановлен. Католикос Гарегин II принял участие в церемонии освящения церкви Сурб Мариам Аствацацин в ноябре 2008 года.

Источник: Армянские храмы мира. М., 2015

Фото обложки: newindianexpress.com