Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянский канон: что это за инструмент и как на нем играют

Неотъемлемая часть культуры любого народа — это национальная музыка, которую в свою очередь нельзя представить без народных инструментов. В армянской музыке их множество, но воплощением изящества и утончённости по праву можно назвать канон (канун). Руководитель ансамбля канонисток «Затик» Искуи Карапетян рассказала нам самое интересное об этом инструменте, а познакомиться с ним ещё ближе она предлагает на своём мастер-классе в рамках Осеннего сезона армянской культуры в Москве. Также не стоит упускать возможность насладиться необыкновенным звучанием канона в тандеме с не менее прекрасным дудуком на концерте «Преемственность поколений» 9 октября в Музее С.С. Прокофьева.

Искуи Карапетян


Канон — это древний восточный струнно-щипковый безгрифный инструмент, распространённый как в Армении, так и в других странах. О происхождении его спорят. Первые упоминания о похожем инструменте, который назывался «кнар», относятся к V веку — о нём говорит Фавстос Бузанд в своей «Истории». Аналоги канона — европейская цитра, иранский сантур, арабский ганун, китайский гучжэн, русские гусли и другие инструменты разных народов.

От восточных собратьев армянский канон отличает темперированность [музыкальный строй, господствующий в европейской профессиональной музыке, в котором каждая октава делится на математически равные интервалы — прим. ред.]. Это позволяет исполнять на нём произведения классической музыки. У канона 26 струн и 3 октавы. Играют на нём при помощи плектров, которые надеваются на указательные пальцы подобно напёрстку. Канон используется как в сольных, так и в ансамблевых композициях.

Вплоть до середины ХХ века на нём играли только мужчины — странствующие поэты-ашуги. Ученица Хачатура Аветисяна (1926-1996) Анжела Атабекян стала первой исполнительницей на каноне, и только после неё на этом инструменте начали играть девочки. Сейчас же он считается женским, и в Армении есть всего несколько человек, которые возрождают мужскую игру на каноне. Например, Нарек Казазян.

Мастеров по изготовлению канона тоже не очень много, профессия достаточно редкая. Мой инструмент и инструменты моих учениц — от мастера Варпета Апреса. Канон делают из натурального дерева, например, ореха или ели. На производство уходит от 4 до 6 месяцев. Это связано с тем, что древесину нужно как следует высушить, а это долгий процесс. Порода дерева отражается на звучании.

Мне больше всего нравятся каноны из ели, звук у которых мягкий, бархатистый, глубокий — как будто идёт из самой души. Выбирая для себя инструмент, нужно обязательно попробовать сыграть на нескольких. Когда ко мне в руки попал мой, я сразу почувствовала, что он для меня.


О себе

Я играю на каноне с 7 лет. Училась в музыкальной школе, а затем в училище, в классе Анжелы Атабекян, и в Ереванской государственной консерватории — в классе Хачатура Аветисяна. Окончив её, поступила в аспирантуру в класс профессора Цовинар Оганесян, которая совершила революцию в игре на каноне — на нём стали играть не только с помощью плектра, но и десятью пальцами. Мне очень повезло в том, что все мои педагоги — великие люди в истории канона.

Я преподавала в музыкальной школе им. Анушавана Тер-Гевондяна в Ереване 13 лет, а с 2010 года у меня свой класс канона в Москве, где учатся девочки и девушки от 7 до 32 лет. Я безмерно благодарна духовно-просветительскому центру ААЦ «Айордеац Тун» им. Св. Нерсеса Шнорали и лично главе Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ за возможность сохранять и развивать армянское инструментальное исполнительское мастерство вне родины. Это бесценно не только для одаренных представителей армянской диаспоры, но и лично для меня как преподавателя класса канона — я имею все условия для того, чтобы заниматься здесь любимым делом.

Больше всего люблю играть произведения Комитаса, Арама Хачатуряна, своих педагогов Хачатура Аветисяна и Цовинар Оганесян. Но я считаю, что на каноне можно исполнять не только армянскую музыку — диапазон инструмента позволяет играть и мировую классику, и русскую народную музыку, и даже джаз. Русская музыка на каноне звучит по-особенному — очень красиво и лирично. Мы с ансамблем «Затик» играли попурри из русских народных песен перед русскими слушателями, и нашу интерпретацию горячо приняли. Нам аплодировали и сказали много тёплых слов. Это было очень приятно!

Фото и видео: Александр Мощаков. За помощь в организации съёмок благодарим Музей Сергея Прокофьева.

Беседовала Татьяна Тростникова,
журналист, медиа-менеджер, блогер и путешественник