Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армяно-курдское кино

Многим известна картина Амо Бек-Назарова «Зарэ», но какую цель ставил перед собой режиссёр, когда снимал его? Почему кинематографисту было важно передать подлинный и сложный образ, отходя от ориентального представления о Востоке и Кавказе, который был обозначен европейскими деятелями искусства? Как Хинер Салим, иракский кинорежиссер курдского происхождения, в своих фильмах отображает жизнь езидов и армян после девяностых годов?

В нашем материале рассматриваем два фильма, которые кардинально отличаются друг от друга, но отображают жизнь курдов в разные исторические периоды — в досоветский и послесоветский.


«Зарэ» — первый полнометражный армянский художественный фильм, посвященный курдам и езидам. В основе фильма лежит одноимённое произведение армянского писателя Абе Лазо, повествующее романтическую историю любви, переплетенную с социальными проблемами. Действие разворачивается на фоне Первой мировой войны и демонстрирует угнетения, классовые противоречия в среде курдов и езидов. Многим эта информация известна, но в чём особенность этой работы в фильмографии Амо Бек-Назарова?

Чтобы понять уникальность фильма для своего времени, надо учитывать общий кинематографический контект. В начале двадцатого века образ Востока и Кавказа наследовал ориентальную традицию отображения жизни далеких народов.

В 1920-е годы стали возникать фильмы «из восточной жизни», которые опирались на определенные требования: они должны были отображать особенности национального менталитета. Часто такие картины снимали с опорой на фольклорные мотивы или художественные произведения. Важно было демонстрировать ландшафт, архитектуру и особенности быта, нравов и обычаев, не сильно приукрашивая действительность. Такое кино часто противопоставлялось европейским фильмам, в которых Восток был показан со стороны фантазии о нём. Конечно, в советском кинематографе тоже есть картины с «ложной экзотикой Востока» — в западноевропейском искусстве долгое время тема недоступного и таинственного была плодотворной для художников, а позже для фотографов и режиссеров — возникали представления о гареме, образы эротизированных женщин в роскошных одеждах (часто жены и наложницы восточных правителей).

Амо Бек-Назаров негативно относился к ориентальным представлениям, которые бушевали в кино и искусстве. В своих фильмах режиссер стремился показать проблемы Востока, а не его приукрашенную версию с яркими костюмами и поверхностными сюжетами. Он намеренно отказывался идти по пути, который был намечен европейскими кинематографистами и не имел ничего общего с жизнью людей. Амо Бек-Назаров отвергал «восточный мармелад», потому что стремился показать действительность: бедность, деспотизм и угнетение, избегая стереотипных изображений восточной роскоши, богатых тканей и рахат-лукума. В воспоминаниях режиссёр пишет, что немецкие фильмы о Востоке помогли ему понять, как не следует снимать такие сюжеты.

Вместо бархата и парчи он показывал тряпки, вместо дворцов — бедные хижины, вместо наложниц — рабочих женщин. Немецкие фильмы о Востоке помогли ему понять, как не следует снимать такие сюжеты.

Амо Бек-Назаров

Плакат к фильму “Зарэ”, автор Владимир и Георгий Стенберги. Источник.

«Зарэ», 1926

Амо Бек-Назаров задумал постановку кинофильма, заинтересовавшись бытом езидов и курдов, населяющих склоны горы Арагац. Он изучал их жизнь, делая заметки о нравах, костюме, обычаях людей, которые проживают в этом месте. Помог с материалом режиссеру писатель Лазо: он передал «Арменкино» рукопись своего рассказа о жизни курдской девушки Зарэ до революции. Этот рассказ лег в основу сценария фильма.

Сюжет: Одним из курдских племен, раскинувших свои шатры по склонам Арарата и Алагеза, правит Меджид-ага. Бедняки стонут: сын Меджид-ага, Тимур-бек, дикая, буйная и тщеславная натура давит их поборами. Тимуру приглянулась Зарэ, невеста пастуха Сайдо. Тимур не привык думать долго, сватовство его отклонил отец Зарэ. Тогда Тимур решил убрать со своей дороги Сайдо. 

Перед съёмками Бек-Назаров изучил повседневность курдов, приобрел несколько традиционных костюмов и предметов и начал готовиться к съемкам фильма. Также были организованы экспедиции для изучения жизни курдов.

По его воспоминаниям, курды были: «Мне пришлось изучать нравы и обычаи различных курдских племен, чтобы всесторонне узнать их верования, социальные отношения, связь с природой и особенности костюма».

Посвященная жизни курдов кинокартина, также далекая от экзотичности, сурово и правдиво рассказывала о трагической судьбе людей, оказавшихся в ситуации, которую они не выбирали.

Кадры из фильма «Зарэ». Источник.

Другая картина нашего материала раскрывает повседненость курдов и армян в послесоветский период. Конечно, в этом большом временном промежутке были сняты и другие фильмы, демонстрирующие нравы и обычаи людей, которые проживали в разных частях Армении. Мы не стали останавливаться на описании каждой такой работы, поэтому выделяем две диаметрально противоположные, но исчерпывающие.

Режиссер Хинер Салим снял фильм «Водка Лимон» с продюсером Тагуи Карапетян, которая сотрудничала с ним и в других работах — одна из них, картина «Перевозчики снов», тоже была частично снята в Армении.

В центре внимания режиссера оказывается Армения в конце 90-х годов, когда многие люди уезжали из страны в поисках работы, а их родственники оставались в тех же местах. Если в городах жизнь кипит, то в деревне она замирает, особенно, когда наступает зима.

«Водка Лимон», 2003

Хинер Салим. Источник.

Афиша фильма. Источник.

Зима — сложное время для любой деревни, где время сгущается и сутки проходят как одно мгновение. Это не миг, а тягучая бессобытийность оставленных людей, чья жизнь начинает сводиться к ожиданию. Во многом, это ожидание письма от тех, кто уехал, но больше — помощи от них, так как зимой сложно существовать без дополнительного заработка.

Хинер Салим рассматривает жизнь разных людей из деревни. Центральное место занимает курд Амо— отставной офицер Советской армии, у которого не остается ничего, кроме старого гардероба, телевизора и формы. Каждый его день повторяет предыдущий. Всё начинает меняться, когда возникает любовь — Нина, пятидесятилетняя армянская вдова, чья жизнь тоже остановилась после потери и взросления детей. Фильм не показывает нравы людей, а отображает послесоветсткое пространство в деревнях через судьбу двух разных одиноких людей.

Трейлер к фильму:


На обложке — кадр из фильма “Водка Лимон”. Взято из открытых источников.

Источники:

Закоян, Г. В. Армянское немое кино / Г.В. Закоян ; АН АрмССР, Ин-т искусств. — Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1976.

Bakhchinyan, A. (2015). Zaré and Kurds-Yezids. The representation of the Kurds in two Soviet Armenian films. Cinergie — Il Cinema E Le Altre Arti, 4(7), 105–111.