Короли-пандухты. Эпилог
Армянский музей Москвы завершает цикл публикаций историка Нуне Мхитарян о величайших армянских королях, покинувших родину и встретивших свою смерть на чужбине. Где всего около полувека назад нашли усыпальницу армянских правителей и по какой причине о ней практически никто не знал целых 1700 лет? Как персы пытались вывезти останки царей в надежде заполучить их силу? И почему последний король Киликийской Армении умер во Франции? Об этом – в нашем материале.
Изучая армянскую историю или рассказывая об отдельных событиях, относящихся к тому или иному периоду, мы часто сталкиваемся с тем, что многие памятники оказались утеряны, некоторые сокровища архитектурного искусства остались на исторической родине – за пределами современной Армении, а дошедшие до наших дней сведения на самом деле довольно скудны. Да, факты вещь упрямая: потерянного больше, чем сохраненного. Однако не стоит забывать, что порой недостаток информации – это лишь результат нашего незнания, а не суровая данность…
В начале 1970-х годов публицист и прозаик Вардгес Петросян выпустил маленький сборник статей-зарисовок под названием «Армянские эскизы». Один из эскизов начинался приблизительно так: «Деревня сейчас называется Дзорап, находится недалеко от Аштарака <…> А раньше называлось Ахцк <…> И там до сих пор находятся кости армянских королей…»
Тогда этот очерк произвел просто ошеломляющее впечатление на широкие читательские круги. Прах армянских королей 1700 лет лежал так близко, а народ ничего не знал.
Действительно, царская усыпальница находится в селе Ахцк. Название очень жесткое, труднопроизносимое даже на армянском. Может быть поэтому в советское время селу дали более звучное название – Дзорап. Решение, возможно, не самое верное, так как прежнее наименование является не просто историческим, оно – указатель для археологов, искателей настоящих сокровищ.
Село Ахцк упоминает Павстос Бузанд в своей «Истории» при описании тридцатилетней войны против персов. Согласно его рассказу, в 364 году войска персидского правителя Шапура II занимают царскую крепость Ани в Высокой Армении. С незапамятных времен эта область считалась священной, в языческий период она представляла собой практически теократическое государство в составе государства светского. Там находились все «главные» храмы армянского языческого пантеона – в селениях Тил, Багаиарич, Тордан, Ериза. А крепость Ани, помимо того что была посвящена верховному богу Арамазду, выполняла к тому же функцию царской усыпальницы и оставалась ею даже в христианские времена.
Разграбив и разрушив крепость, персы добрались до царских захоронений, которые для них представляли особую ценность. Согласно зороастрийским поверьям, кости умерших героев передают всю свою силу и мощь тому, кто овладеет ими. Поэтому разграбление усыпальницы с точки зрения персов было не актом вандализма и осквернения могил, а важным приобретением чуть ли не государственного масштаба. Как рассказывает Павстос Бузанд, грабители не смогли открыть лишь гробницу царя Санатрука (178-216 гг.) из-за ее размеров и прочности.
Тем не менее, набраться царской силы персы не успели. Спарапет армянского войска Васак Мамиконян нагнал их по дороге в Иран и отнял драгоценные мощи. Было решено перезахоронить их в Вагаршапате, недалеко от кафедрального собора, однако церковь воспротивилась: варвары не потрудились разобраться, останки каких именно королей и королев они осквернили, поэтому невозможно было понять, христианские ли это кости, или языческие. В стране шла война, и решение столь сложного вопроса пришлось отложить до лучших времен. Поэтому недалеко от столицы, близ села Ахцк, была построена небольшая усыпальница с подземным ходом, и священный прах вторично предали земле. А уже в V веке над склепом возвели церковь.
Раскопки усыпальницы начались только 1970-е, и благодаря Вардгесу Петросяну мы впервые услышали, что, оказывается, все эти две тысячи лет армянские цари были со своим народом… Археологические работы продолжаются и в наши дни. И кто знает, какие еще открытия ждут исследователей в этих «временных», но, как оказалось, очень даже постоянных усыпальницах!
Спустя ровно тысячу лет после нашествия Шапура, история совершила удивительный поворот. В 1375 году пало последнее армянское царство – Киликия. История возникновения, становления и падения царства очень интересна и до сих пор находится в центре внимания историков, занимающихся Средневековьем. По сути, Киликия тоже сама по себе государство-пандухт. Но сейчас мы обратимся к другому эпизоду из жизни этого царства.
В последний период своего существования Армянская Киликия скорее напоминала маленькое европейское царство, со всеми заговорами и подковерными интригами. Последняя династия – Лузиньян – происходила из Франции, но Киликией завладела через Кипр, с помощью династических браков и родственных связей. В 1307 году приняв униатсво (простыми словами, первый шаг к католичеству), последние короли открыто исповедовали католицизм и не особо занимались вопросами обороны и отстаивания независимости.
Сильно ослабила государство и пришедшая с востока чума. Приняв трон в 1374 году, последний король Левон V Лузиньян (на самом деле в нем почти не было армянской крови) в 1375 году отдал страну египетским мамелюкам в обмен на жизнь и гарантию безопасности своей семьи. После восьми лет томления в египетской тюрьме он был освобожден при содействии королей Кастилии и Арагона, от них же получил в управление города Мадрид, Вильярреаль, Андухар и Орден Золотой Розы. До конца своих дней Левон V вел переговоры с европейскими монархами для освобождения Киликийского царства и возвращения короны. Однако безрезультатно. Умер он в 1393 году в Париже и был погребен в монастыре.
Король, француз по происхождению, но абсолютно не причастный к политической жизни самого Французского государства, после смерти Левон V был подвергнут тому же позору, что и ведущие монархи этой европейской страны. 1 августа 1793 года, в «славные» дни Великой французской революции, Комитет общественного спасения постановил: для нужд обороны изъять все драгоценные металлы, а также свинец из царских усыпальниц аббатства Сен-Дени. Были даже собраны специальные комиссии по эксгумации, по изъятию драгоценностей, по их сдаче в комиссию Конвента.
Пожалуй, не стоит подробно описывать все то, что происходило до конца октября 1793-го в подземельях Сен-Дени, отметим лишь одно: красивейший мраморный саркофаг последнего армянского короля все еще хранится в соборе. Что на самом деле находится внутри? Трудно сказать. Можно ли считать Левона V пандухтом, если он практически всегда правил чужими землями? Кто знает. Но благодаря ему на стене церкви Сент-Шапель красуется каменный барельеф с изображением Ноева ковчега и Всемирного потопа, причем на заднем плане отчетливо видны гора Арарат и церковь Звартноц. А титул был передан королевскому Савойскому дому, члены которого вплоть до конца династии в 1946 году носили среди прочих и титул «царь Армении».
Историк, переводчик, преподаватель армянского языка Нуне Мхитарян специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована миниатюра XIII века с изображением Левона II и Керан с наследниками из коллекции Сурб Акоп в Иерусалиме