Армянская печать на страже просвещения, освободительной борьбы и единства: исторический экскурс ко Дню армянской прессы. Часть I
Развитие прессы и журналистики неразрывно связано с экономическим, общественно-политическим и технологическим прогрессом. Печатные газеты, журналы, дошедшие до наших дней, являются настоящей летописью общественной жизни различных государств и народов. На их страницах отражены основные вопросы, которые будоражили умы общественности различных эпох, а по модели их взаимодействия с властью можно сделать выводы о политической ситуации в стране.
Какими только функциями не наделяют прессу, как только не восхваляют и в каких только бедах не обвиняют. Однако неоспорим тот факт, что прогрессивная и качественная журналистика – показатель высокого уровня развития общества и государства.
История армянской прессы насчитывает более 200 лет: она сложна и противоречива, как и история армянского народа. Ко Дню армянской прессы проведем краткий экскурс в историю армянской журналистики, расскажем о ее роли в формировании национально-освободительных идей и прогрессивного общества – от самых истоков армянской печати до актуальных проблем и задач журналистики наших дней.
Точка отсчета. Армянское книгопечатание и первый армянский журнал «Аздарар»
16 октября 1794 года считается днем рождения армянской прессы и журналистики. Местом рождения – Индия, город Мадрас. А основоположником – армянский священник и просветитель Арутюн Шмавонян.
Однако предпосылки этого события были заложены намного раньше – еще с появления первых армянских типографий и печатных изданий на армянском языке. Армянское книгопечатание возникло в 1512 году в Венеции: спустя чуть более полувека после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка (прибл. 1445 г.) и распространения книгопечатания в Европе и на полвека раньше выхода первой официально датированной печатной книги на Руси («Апостол», 1564 г.).
«Началом армянского книгопечатания считается 1512 год, когда в свет вышла книга Акопа Мегапарта “Урбатагирк” (дословно “Книга пятницы”) – средневековый медицинский сборник. К этому моменту в Италии уже существовала сформировавшаяся армянская община, у которой были собственные типографии. Но примечательно, что первым печатным текстом на армянском языке является молитва “Отче наш”, которая была набрана латиницей и издана в 1475 году в Майнце. Молитва была опубликована в описании путешествия Иоганна Шильдбергерга. Согласно воспоминаниям Шильдбергерга, молитве “Отче наш” на армянском языке его обучили карабахские армяне в 1420-м году», – подчеркивает преподаватель кафедры Журналистики Российско-Армянского университета, специалист по истории журналистики и современным медиапроцессам, кандидат филологических наук Мери Тадевосян.
Причиной такой географической разрозненности, которая является специфической чертой армянского книгопечатания и развития прессы, являются исторические обстоятельства. После падения царства Багратуни в 1045 году армянский народ лишился государственности, страна подверглась нападению кочевых племен (турки-сельджуки, монголы, турки-османы), а часть населения была вынуждена покинуть свою историческую родину и обосноваться на территории других государств, образовав там колонии (или общины).
Таким образом, характерной чертой развития армянской периодической печати является беспрерывность ее истории, тесная взаимосвязь с историческим и национально-идеологическим контекстом, а также обширная география ее распространения (Венеция, Константинополь, Мадрас, Астрахань, Тифлис и др.).
Так, одним из самых мощных центров деятельности армянской интеллигенции, купечества и просветительской мысли конца XVIII века стала Индия. Именно там, в городе Мадрас, был основан литературно-поэтический кружок, членами которого являлись такие видные общественные деятели, как Шаамир Шаамирян и Овсеп Эмин. В 1772-м году усилиями Шаамиряна в Мадрасе была открыта типография, где был напечатан его грандиозный труд «Западня честолюбия» – своеобразная программа создания конституционной республики.
И вот, уже в 1794 году в том же Мадрасе армянский священник и просветитель Арутюн Шмавонян печатает в своей типографии первое армянское периодическое издание – журнал «Аздарар» («Вестник»).
«Журнал издавался с октября 1794 года по март 1796-го. Всего в свет вышло 18 номеров. В журнале кроме торговых, политических, экономических известий публиковались переводы и художественные труды», – отмечает Мери Тадевосян.
По ее словам, вскоре периодические издания стали выходить и в индийском городе Калькутта. Речь идет о журналах «Штемаран», «Усумнасер», «Ехбайрасер» и др.
Итак, старт армянской периодике дан. Осталось понять, какие общие идеи, несмотря на географическую разрозненность, могут объединить армянские издания и интеллигенцию.
Географические центры армянской периодики. Армянская освободительная мысль и периодическая печать
Во второй половине XVIII века Армения, будучи разделенной между Турцией и Ираном, находилась в тяжелом социальном, политическом и экономическом положении. Население подвергалось гонениям на национальной и религиозной почве.
В этих условиях армянская освободительная мысль развивалась преимущественно в армянских колониях, и пресса могла бы стать настоящим рупором в продвижении национально-освободительных идей и консолидации армянского народа.
В ходе русско-персидской войны 1826–1828 годов армянский народ оказал значительную поддержку русской армии. Итогом войны стал Туркманчайский мир 1828-го, согласно которому Восточная Армения была присоединена к Российской империи, что привело к оживлению культурной и общественной жизни на территории Восточной Армении.
«В армянских общинах Европы и Азии существовали более благоприятные условия и предпосылки для развития как экономической, так и общественно-культурной жизни. Это естественно содействовало созреванию вопросов об организации своей периодической печати. Особый экономический и политический вес имели российские и индийские армяне. В период конца XVIII – начала XIX века задача создания собственной газеты встала перед армянами Астрахани, которые пользовались внутренним самоуправлением, играли ведущую роль в хозяйственной жизни города и региона. В 1816-м году там стала выходить двуязычная газета “Восточные известия”», – подчеркивает Мери Тадевосян.
По ее словам, другим масштабным и значимым событием в истории армянской печати является выход в свет армяноведческого журнала «Базмавеп», который издается по сей день и является собранием лучших исследований в области арменистики.
«Журнал начал издаваться в 1843-м году в Венеции – усилиями армянской католической конгрегации Мхитаристов. Там помещались сведения по истории, филологии, арменистике и многим другим наукам, а также художественные произведения. Одним из редакторов журнала был архиепископ, талантливый ученый и лингвист Гавриил Константинович Айвазовский – родной брат великого художника Ивана Айвазовского», – отмечает Мери Тадевосян.
Эксперт добавила, что первым периодическим изданием на территории самой Армении был выходивший с 1868 года в Эчмиадзине ежемесячный журнал «Арарат», где помещались материалы на религиозные, исторические, литературные темы.
Центром общественной и культурной жизни западных армян в этот период становится столица Османской империи – Константинополь. По словам эксперта, здесь с 1832 по 1850 годы выходила газета «Лрагир» («Вестник»), которая первоначально являлась армянским вариантом официальной газеты Османского правительства, а затем стала самостоятельной общественной газетой, поднимающей углубляющиеся проблемы армянского населения.
«И вот, как в названных, так и в других армянских изданиях все более заметное место начинают занимать общенациональные проблемы: прежде всего, это армянский вопрос, судьба Западной Армении, вопросы армянского образования, культуры, развития, языка. Эти темы стали ключевыми», – добавила Мери Тадевосян.
«Юсисапайл» и «Мшак» – культовые образцы передовых изданий: революционность, идеи просвещения, актуальность тем
С 1858 года в Москве под редакцией талантливого издателя, публициста и просветителя Степана Назаряна (Степанос Назарянц) начинает выходить ежемесячный журнал «Юсисапайл» («Северное сияние»).
Журнал провозглашал просветительские и демократические идеи, выступал за реформы во всех сферах общественной жизни, вел борьбу с консерватизмом и реакционным клерикализмом. Отстаивая право нового литературного языка («ашхарабара»), издание оказало значительное влияние на развитие армянской литературы и критики. А по актуальности и остроте тем ничем не уступало передовым революционным российским журналам середины XIX века – «Современнику», «Колоколу», «Полярной звезде» и др. Особый революционный шарм «Юсисапайлу» придавало сотрудничество с известным армянским поэтом, публицистом, революционер-демократом Микаелом Налбандяном.
«Его общественно-политические взгляды сформировались под влиянием русских революционер-демократов – Герцена, Чернышевского, Огарева. Налбандян считал, что преобразования существующих общественно-политических отношений возможны только революционным путем. Он выступал против клерикально-феодальной идеологии, отстаивал национально-освободительную борьбу армянского народа, которую связывал с экономическим и социальным освобождением. Решение аграрного вопроса он видел в конфискации земель у помещиков и передаче их крестьянам, землю считал собственностью народа. Налбандян осуждал также колониальную политику великих держав, выступал за равноправие женщин и считал просвещение основным фактором армянского возрождения. Центром просвещения считал независимую от церкви национальную школу», – добавила Мери Тадевосян.
Другим прогрессивным армянским изданием того периода считается литературно-политическая газета «Мшак» (1872-1920 гг.), которая издавалась видным либеральным публицистом и критиком Григором Арцруни в Тифлисе.
В газете так же, как и в «Юсисапайле», поднимались самые актуальные и животрепещущие темы. «Мшак» выступает с либерально-буржуазных позиций против реакционного духовенства, косности консерваторов, не обходит стороной и армянский вопрос, затрагивая тяжелое положение армян в Турции. Особое место уделяется также вопросам просвещения народа, эмансипации женщин, развития армянской литературы и искусства. Однако «Мшак» был сторонником реформаторского, а не революционного пути развития.
«Арцруни отрицал идею революционного движения и предлагал путь реформ. Он предлагал отказаться от старых, традиционных методов воспитания, защищал идею совместного обучения мальчиков и девочек, был сторонником отделения церкви от государства. Являясь одним из руководителей движения за освобождение западных армян, считал, что они смогут избавиться от турецкого ига только при помощи России и путем национально-освободительной борьбы», – отмечает Мери Тадевосян, добавив, что «Юсисапайл» и «Мшак» являлись в тот период центром передовой армянской мысли, интеллигенции.
Ася Ерицян, журналист, преподаватель Российско-Армянского университета,
специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована картина Вагаршака Элибекяна «Редакция “Мшак” в Тифлисе», 1986
С провозглашением Первой Республики Армении роль прессы значительно изменилась, а установление советской власти привело к усилению пропаганды и ужесточению цензуры. Как развивалась журналистика в XX веке и что с ней происходит сейчас – во второй части цикла об армянской печати.