Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Тема ковроткачества в армянской сказке «Анаит»

В древности ремесленная культура занимала важное место в жизни народа, отражая его ценности и традиции. Знания о различных ремёслах зачастую передавались через простые и запоминающиеся сюжеты сказок. Так, в армянской сказке «Анаит» раскрывается мотив «ремесло дороже золота». 

В армянском фольклоре — сказках, легендах, народных песнях и загадках — получила распространение тема ковроткачества. Особенно ярко эта древняя традиция представлена в культуре Арцаха. Арцахские ковры отличаются уникальными местными особенностями в технике, декоре и цветовых решениях. 

Армянки ткут ковёр. Источник: antiqueorientalrugs.com

РЕМЕСЛО ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

С 1881-го по 1915 год в Тифлисе издавался уникальный труд — «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа». Этот многотомник включал исследования по истории, этнографии, археологии, лингвистике и географии народов Кавказа, а также фольклорные тексты, словари и другие материалы.  

«Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», 1881 год, первый выпуск. Источник: wiki.org

На страницах 44-х томов отражена жизнь народов региона во всём многообразии. Значительное место в Сборнике занимает армянская культура. В нём представлены образцы армянской словесности, этнографические описания и исторические данные. Эти материалы не только документируют традиции и быт, но и раскрывают богатство армянского фольклора, включая сказки, которые доносят до нас ценности и образы прошлого, характерные для региона.

В «Сборнике материалов для описания местностей и племён Кавказа» есть армянская народная сказка под номером 888А. Её сюжет доносит идею, что труд и мастерство важнее богатства. Герой сказки — царевич, переодетый простым юношей, — встречает у реки красивую и мудрую девушку. Влюбившись, он решает послать сватов. Девушка ставит условие: прежде чем жениться, царевич должен освоить ремесло. Выбрав ковроткачество (в некоторых версиях указывается ткачество), юноша овладевает этим искусством, после чего женится.

Григор Ханджян. Анаит (армянская сказка). Источник: electro.nekrasovka.ru

Став царём, герой однажды попадает в плен к разбойникам (или к дэвам). Его держат в подвале, заставляя работать. Используя свои навыки, царь создаёт ковёр (варианты: коврик, платок, скатерть), в котором зашифровывает сообщение о своём местонахождении. Этот ковёр он передаёт разбойникам с просьбой продать его царице. Увидев изделие, царица расшифровывает послание, освобождает мужа и других пленников.

Мартирос Сарьян. Иллюстрация к сказке «Анаит», 1937. Национальная галерея Армении. Источник: gallery.am

Из одиннадцати известных версий этой сказки две происходят из Арцаха — «Сказка короля Шахбаза» и «Анаит». Сюжет армянской народной сказки «Анаит» разворачивается в древнем царстве Алуанк (Агван), в городе Партав, который находился на реке Тартар между Гандзаком и Шуши. Главные герои сказки — царь Ваче и его сын Вачаган — вписаны в богатую историю региона, где перекликались традиции и культурные символы. Особый акцент в сказке сделан на ремесле ковроткачества. Героиня, имя которой связано с верховной армянской богиней Анаит, учит своих учеников азбуке, созданной Месропом Маштоцем, и передаёт знания предков о традиционном ремесле.

Сказку «Анаит» часто интерпретируют как историю о значимости ремесла. Такой взгляд сужает её глубокий культурный и идеологический контекст. Помимо прославления армянских традиций ковроткачества, сюжет включает в себя отражение принятия и укрепления христианства, которое стало мощной основой армянского государства.

Мартирос Сарьян. Иллюстрация к сказке «Анаит», 1937. Национальная галерея Армении. Источник: gallery.am

ТАЙНОЕ ПИСЬМО В КОВРЕ: СИМВОЛИКА И РОЛЬ ПИСЬМЕННОСТИ В СКАЗКЕ «АНАИТ»

Одним из ключевых мотивов в сказке «Анаит» и её арцахских вариантах является тайное послание, вплетённое в ткань ковра. Этот художественный приём подчёркивает не только мастерство ковроткачей, но и важность письменности в армянской культуре.

В одном из вариантов сказки читаем:

«Она с любопытством стала рассматривать края и углы ковра и в одном углу прочла: „Милая моя царица, я взят в плен и продан поднёсшему сей ковёр, а теперь заключён в тёмной комнате, где тку ковры для него“. Тогда государыня приказала прислать ей мастера, который соткал поднесённый ковёр».

Мартирос Сарьян. Иллюстрация к сказке «Анаит», 1937. Национальная галерея Армении. Источник: gallery.am

В другом варианте:

«Дети начали рассматривать скатерть. Старший сын Вачагана заметил на ней нечто вроде букв. Всмотревшись хорошенько, он убедился, что рисунок скатерти состоял из переплетённых между собой букв. Он позвал мать, и та, разобрав буквы, узнала, что это письмо от её мужа, в котором он просит избавить его от неминуемой смерти».

Эти эпизоды не только иллюстрируют древние традиции армянской техники нанесения надписей на ковры, но и указывают на её значение в идентификации армянского происхождения многих произведений ковроделия. Более того, сказка подчёркивает роль письменности, созданной Месропом Маштоцем, чьи ученики дали религиозное образование Вачагану, сыну царя Ваче. Связь между грамотой и спасением жизни героя подчёркивает центральную идею: знания и умения превыше богатства. Вачаган и сам признаёт это:

«Милая моя, ты недаром мне говорила, что не выйдешь за такого человека, который не знает ремесла. Царство меня не спасло, а простое ремесло доставило мне царство».

Таким образом, сказка «Анаит» становится не просто историей о ремесле, но и гимном грамотности и мастерству.

Мартирос Сарьян. Иллюстрация к сказке «Анаит», 1937. Национальная галерея Армении. Источник: gallery.am

Источник: Айрапетян Тамар, Меликян Гоар. Тема ткачества ковров в арцахских сказках, напечатанных в СМОМПК (Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа) ‖ Գիտական Արցախ / Научный Арцах / Scientific Artsakh. 2022. № 1 (12).

Фото обложки: Армянки ткут ковёр. Источник: antiqueorientalrugs.com